Признание человека недееспособным - сложный и деликатный вопрос. Чаще всего он возникает в спорах по наследству, когда наследники ставят под сомнение последнюю волю умершего. В такой ситуации всё более-менее понятно, суд запрашивает медицинские карты наследодателя, допрашивает свидетелей, назначает экспертизу и решает: понимал ли человек значение своих действий, руководил ими или нет.
А как всё проходит, если человек жив, но возникают сомнения в его психическом здоровье?
Здесь всё значительно сложнее.
Во-первых, законом ограничен круг лиц, кто может обратиться с заявлением о признании человека недееспособным. С таким заявлением могут обратиться:
· Близкие родственники: родители, братья, сестры, супруг, дети.
· Члены семьи - те, кто не указан в предыдущем пункте, но проживает совместно, например, внук/племянник.
· Руководитель стационарного или амбулаторного медицинского специализированного учреждения, где человек проходит лечение или где ему оказывается помощь.
Во-вторых, обращаясь с таким заявлением, нужно быть готовым к тому, что лицо, в отношении которого подано заявление может отказаться или уклониться от проведения в отношении него экспертизы или же суд вовсе может в проведении экспертизы отказать.
Назначение ее в принудительном порядке – это право суда, но не обязанность. Это значит, что суд в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, будет решать: нужна экспертиза или нет. В случае, если человек принимает участие в судебном заседании, адекватно оценивает обстановку, отвечает на вопросы суда или же самостоятельно предоставляет суду доказательства психического здоровья, суд в проведении экспертизы может отказать.
В-третьих, надлежащее состояние психического здоровья человека - одно из необходимых условий участия граждан в гражданском обороте, поскольку дееспособность – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Признание гражданина недееспособным должно иметь место лишь в тех случаях, когда иные меры защиты его прав и законных интересов оказываются недостаточными.
Но однажды в практике мне пришлось использовать процедуру признания гражданина недееспособным для защиты членов его семьи от него самого.
Так, ко мне за помощью обратился мужчина, семью которого на протяжении нескольких лет мать супруги изводила заявлениями в разные инстанции. Она писала в школу, в полицию, в органы опеки о том, что якобы его супруга ведет аморальный образ жизни и вовлекает в это детей. Сложно оценить репутационные потери, которые несла семья. Сотрудники опеки и участковый стали частыми гостями в этой семье. Конечно же ни один факт, указанный в обращении, не подтвердился, но госорганы обязаны были каждый раз реагировать и проводить проверки. Нужно было разорвать этот порочный круг, и он обратился ко мне за помощью, чтобы защитить свою семью.
Во время консультации я узнала, что так было не всегда, и такое поведение стало проявляться последние несколько лет. Предположила, что возможно она это делает не со зла, а в результате болезни, не понимает значение своих действий, нуждается в надлежащем уходе и лечении, и такое поведение может иметь печальные последствия для неё самой .
После отказа старушки в добровольном порядке пройти обследование у психиатра и получить необходимую медицинскую помощь, было принято решение подать заявление о признании её недееспособной.
Судебное заседание по таким делам проходят в закрытом режиме с целью защиты личной и медицинской тайны человека, с участием заявителя, лица, в отношении которого подано заявление, прокурора и представителей сторон.
Старушка в судебное заседание явилась, на вопросы суда отвечала, на проведение в отношении нее экспертизы согласилась, чему мы были несказанно рады. Экспертиза установила, что она страдает органическим бредовым расстройством в связи с неуточненным заболеванием на фоне сосудистой патологии, эндокринных нарушений и дисметаболических расстройств, примерно с 2017 года (как раз период, когда она начала писать свои обращения), но выявленные нарушения психики не препятствуют её самостоятельному функционированию и автономному существованию, а посторонняя помощь нужна ей лишь при совершении имущественных или крупных сделок.
Суд в признании её недееспособной отказал, но выводов экспертов для защиты интересов семьи моего доверителя достаточно, поскольку результаты судебной экспертизы были предоставлены всем госорганам в ответ на очередное обращение старушки. Для семьи наступил долгожданный покой.
Адвокат Анна Дука.
----------------------------------------------------------------------------------------
Записаться на консультацию можно по телефону +7 (499) 140-06-66 или по электронной почте: info@advokat-duka.ru.
Спасибо за интерес к материалу.