Не секрет, что западные друзья Украины пытаются передать на вооружение ВСУ какие то ударные самолеты. Наибольшим приоритетом видят передачу истребителя F-16.
Почему именно выбран этот самолет? И будут ли реально переданы эти самолеты в ВВС Украины? Вопрос о желании передать "литаки" решен в принципе. Но есть некоторые тонкие моменты. О них и хотел написать.
Одним из важнейших вопросов состоит в том, какая страна готова передать истребители F-16. Украинская сторона хочет получить примерно 50-70 самолетов от Западных стран. По заявлению украинского МО Резникова передавать будут не по штучно, а эскадрильями. И тут возникает трудность. Какая страна готова отдать сразу такое количество техники, летчиков, оружия, персонала?
Это только кажется, что самолеты F-16 все одинаковые. Это не совсем так. Самолет производимый в Европе и для Европы отличается в мелочах от американских. Так же каждая страна хотела адаптированные под свои условия самолеты. Не нужно забывать, что самолеты в разных странах могут иметь разные модификации. Страны-эксплуатанты исходили из своих экономических, географических возможностей.
Тут ярким примером может служить передача танков Леопард 2 ВСУ. Одни танки в модификации 2А6, другие более ранние 2А4. По бумагам вроде бы один танк, по факту есть разница. Правда небольшая.
Кто из Европейцев эксплуатирует F-16? Европейского производства эксплуатируют Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Румыния. Это модификации с буквами АМ и ВМ. Поляки и Турки эксплуатируют американские модификации С и D.
В этом и кроется тонкость. АМ и ВМ это европейские машины, модификации С и D, американские. Особенность состоит в том, что та страна которая передает эти самолеты должны будут нести всю связанную с эксплуатацией и боевым применением нагрузку. То есть обеспечить эксплуатацию самолетов, организовать подготовку летчиков, обеспечить связью и другими видами полетной работы.
В Норвегии, Нидерландах, Бельгии идет процесс замены F-16, на истребители F-35. "Боевые соколы" освобождаются и выводятся из эксплуатации. На эти самолеты стояла очередь из стран желающих их купить. То есть платить деньги, живые. А Украине эти самолеты должны отдать, практически бесплатно. Когда это ты получишь за них деньги. Если вообще получишь. Часть вырученных денег пошло бы на оплату поставок новых самолетов. Нидерланды, Бельгия и Норвегия только кажутся богатыми. На самом деле те еще жмоты.
Уже вставал вопрос в Пентагоне о рентабельности 1 часа полета некоторых типов самолетов. F-16 тем и хорош, что он имеет одни из низких затрат по этому фактору. Стоимость колеблется от 20 до 30 тысяч долларов за час. То есть понимаете 10 самолетов за 1 час полетов могут сожрать 200-300 тысяч долларов. Но самолеты будут летать не один час на боевой работе. Так же нужны будут и тренировочные полеты для экипажей. Грубо говоря 10 самолетов легко сожрут 1 миллион в день за время полетов. 50-70 самолетов соответственно выбросят в воздух 5-6 миллионов денег. Подсчет сделан грубо, но порядок цифр такой.
Понятное дело, что такое количество не будет одновременно в работе. Тем не менее в неделю может быть потрачено 30-40 миллионов долларов. Еще нужно учесть стоимость боеприпасов. Эти самолеты не просто будет летать и пугать в небе ворон и голубей. Его задача выполнять боевую работу, применять оружие. Наверное по этой причине Байден не в большом восторге от передачи самолетов Украине.
Проще передать системы ПВО чем самолеты такого типа. Кстати США отказали Болгарии в возможности взять самолеты F-16 в аренду. Им посоветовали продолжить эксплуатацию бывшей советской техники. Аренда имеет некоторые более сложные обязательства по обеспечению аренды самолетов. А американцы не очень горят желанием за кого то нести большие расходы, если не видят выгоды.
Следующий вопрос, какие задачи будут стоять перед самолётами, выполнять обязанности средств ПВО или наносить удары по противнику. От этого так же зависит какая модификация будет передана, а затем какие затраты будут идти на содержание.
Я так понимаю, ряд партнёров видят задачи F-16 в том что бы он работал как самолет ПВО. Это значит ему нужно иметь более простые задачи по обеспечению полетов. Самолет будет редко входить в соприкосновение с нашими самолетами и средствами ПВО. Самолеты будут находится ближе к границе с Польшей. Это значит аэродромы базирования могут быть под зонтиком ракетных комплексов ПВО, расположенных у границ Польши с Украиной.
Ударные варианты так же будут поставлены. Их задача будет по всей видимости, состоять в применении высокоточных и дальнобойных боеприпасов. С расчетом что бы не входить на долгое время в зону ПВО Российской Армии. Возможно делать засады на наши летательные аппараты во время боевой работы.
Это будет приводить к большим дистанциям полета. В варианте самолета ПВО, они могут быть на земле, в положении горячей готовности. Это позволит экономить ресурс самолетов.
Для размещения и содержания самолетов нужны аэродромы с приспособленным для этого оборудованием и персоналом. Значит под это должны уже готовить инфраструктуру западные партнеры. Они уже должны размещать нужную аппаратуру управления и связи. По всей видимости серьезные работы на самолетах будут делать в Польше или Словакии, где уже есть нужная инфраструктура. На территории Украины будут производить только работы по подготовке к полету и размещении вооружения на борту.
Много аэродромов готовить не будут, максимум 2-3 аэродрома подготовят. И подготовит их в центральной или западной части территории Украины. Это позволит их не только прикрыть зонтиком ПВО НАТО, но и позволит быстро наладить систему снабжения важнейшим оборудованием, топливом, боеприпасов.
Следующий важнейший вопрос, это обучение пилотированию на самолетах и обслуживание данной техники. С первым вопрос может быть решен, с обучением тех персонала будут проблемы. Тех персонала должно быть больше чем летчиков. Тут вопрос решат набором наёмников.
Я это пишу не для того, что бы напугать или отмахнуться, ах это все пустяки. Нет, я хочу показать, что это все не так быстро делается. Вполне возможно, что летчиков они уже обучают. А вот идет обучение техников.
Важен существенно и экономический вопрос, насколько хватит сил эксплуатировать эту технику. Самолёты не молодые и требуют кап ремонта. И тут вопрос, за чей счет этот подарок будет? Машины нужно подготовить к эксплуатации.
Последнее, кто и как компенсируют стране передающей самолеты Украине, финансовые затраты. Явно "самолетную коалицию" возглавили Британцы и Голландцы не спроста. Нужна компенсация за сами самолеты бывшим странам эксплуатантам.
В общем передача самолетов дело затратное и хлопотное. Одно дело отдать советские самолеты, а другое - НАТОвские. Под советскую авиацию есть база, пилоты и техники. Под данную зарубежную, пока нет. Но это пока.