Найти в Дзене
Эпицентр Кукол

Платье «ПО-ФРАНЦУЗСКИ». Мода XVIII века.

Жанна Дюбарри запомнилась, как последняя фаворитка Короля Франции Людовика ХV. На примере этой работы мы познакомимся с «платьем по-французски» (франц. «robe à la française»).

Костюм сделан с учетом кроя 1760-х.  Отличительная особенность платья – спинка, она имела пару вертикальных складок, переходящих в шлейф. Один из крупнейших художников эпохи рококо, Антуан Ватто на своих полотнах с точностью передавал элегантность женского наряда, движение драпировок и изысканность складок на спинке, которые стали известны как «складки Ватто».

Художник - Антуан Ватто
Художник - Антуан Ватто

При пошиве платья использовали шелковую тафту, атлас, муслин, лен и хлопок. Ткани расшивали рисунками цветов и листьев, использовались серебряные и золотые нити. Их украшали набивным рисунком с экзотическими и декоративными мотивами. Узор наносился вручную или с помощью специальных станков. Было налажено массовое производство тканей. Французские мануфактуры прославились качеством материала и вытеснили итальянские шелковые ткани, доминировавшие в моде в предыдущем столетии.

Передняя часть платья распашная. Костюм дополняет широкая юбка. Форму платья поддерживал специальный каркас из стальных обручей или пластин китового уса - «панье» (фр. panier — «корзина»). Платье имеет двойные рукава - «пагоды». Особый шарм им добавляют кружевные оборки - «ангажанты». Важная часть костюма – «стомак», передняя часть корсажа, спускающийся к талии и прикрывающий грудь. Стомак расшивался металлизированными или цветными нитями, шнурами, кружевными вставками и бахромой.

«Платье по-французски» было официальной женской одеждой французского двора начиная с правления Людовика ХV до Французской революции (практически до конца ХVIII в.). Мода отражала идеалы высших слоев общества и эстетические идеалы времени – интерес к изысканному, причудливому и экзотичному, необузданность в деталях, стремление к чувственному наслаждению, интригам и авантюрам. Буйство красок ткани, невероятные формы, оборки, кружева, ангажанты, банты, орнамент из искусственных цветов – отражают дух времени и стиль эпохи рококо.

Список литературы:

  1. Фукай, А. и др. История моды с XVIII по XX век. Коллекция Института костюма Киото/ Фукай. А и другие М.: Арт-Родник, 2003. – 709 с.
  2. Эдвардс, Лидия. Как читать платье: путеводитель по изменчивой моде от Елизаветы Тюдор до эпохи унисекс / Лидия Эдвардс; [пер. с английского И.Ю. Крупичевой]. – Москва: Эксмо, 2019. – 224 с. :(История моды в деталях).

Материал подготовила Светлана Киселева