Найти тему
Дневник М и Ко

День 21 мая - "Мои мысли (на основе опыта) о школьных летних лагерях"

Оглавление

А данная публикация будет на одну тему - "Как сделать лучше всем, даже если кое-кому этого не хочется".

В позапрошлой публикации я рассказал, что мой младший ребенок не имеет никакого желания ходить в летний школьный лагерь. Но ходить он туда будет, так как там нужны дети (а с желающими проблема).

В комментариях мне написали, как дело обстоит в городах. Там дети любят посещать школьный лагерь. Да и вообще, это удобно для родителей.

И я полностью согласен.

Если оба родителя работают, то им очень удобно, когда ребенок находится под присмотром. При этом он будет накормлен и получит некоторую порцию развлечений.

С развлечениями как раз в городах всё в порядке - это и кинотеатры, и парки отдыха, и карусели, и выставки, и музеи, и прочие увеселительные учреждения. И пусть это всё за счет родителей, но довольны, я думаю, и родители детей, и дети (не знаю насчет учителей).

Две причины

А у нас есть две причины этакой "нелюбви" к школьному лагерю.

Дети устали от школы

Не конкретно от нашей школы, а вообще - от "школы".

Я, конечно, знаю, по какому пути идет наше образование, и мне это не нравится.

"Раньше было проще" - и так действительно было.

Сейчас дети нагружены всякой ерундой, которая создает дополнительную усталость. Я про это не буду рассказывать, всё про это и так знают.

У них уже появляется этакая "неприязнь" к постоянной "движухе" ради фотографирования. Дети же не дураки, они прекрасно видит, что всё это делается ради "галочки с фотокарточкой". И педагоги это понимают, но сделать ничего не могут. Требуют от них.

К концу четверти ребенок реально устает как от школы, так и от учителей и от одноклассников. И это нормально. Так у любого человека. Какой бы ни был прекрасный коллектив, но раз в год никого не хочется видеть на некоторое время.

А тут ребенок отпахал весь учебный год. И вроде бы наступило лето (а в этом возрасте лето означает каникулы), но опять нужно ходить в школу, где в детском лагере будут опять всё те же тематические мероприятия, просмотр презентаций из Интернета, бесконечные инструктажи.

Конечно, как родителя - всё устраивает. Ребенок пристроен, за него не нужно переживать.

А ребенка? Хочется ли ему?

Скудность

А вот это уже отличительная черта сельской местности.

Могут вывезти детей в город в музей или еще куда-то. Но, во-первых, маленький школьный автобус не вместит всех желающих. А во-вторых, это так себе удовольствие куда-то ехать далеко, когда на улице +35.

Из всех забав в деревне - местные учреждения культуры. Вот и всё. Эти учреждения немного надоели детям еще за время учебы.

На улице, конечно, играют. Но как играют ... было бы чем играть.

Когда-то давным-давно меня назначили начальником лагеря. Я посмотрел, что нет вообще ничего, чем бы можно было развлекать детей. За свой счет купил пару мячей, скакалки, ракетки. Потом этими мячами еще год в школе играли в футбол.

Да и вообще, почти каждый год я был "воспитателем" в этих лагерях. Бегал с детьми, играл с детьми, показывал новые игры, переделанные под "наличие отсутствия". После окончания рабочего дня буквально приползал домой. Приходилось постоянно выдумывать, так как дети требовали зрелищ.

И вот тут самая большая беда в том, у нас совершенно не используется ресурс под названием "Сельская местность". А не используется он по одной простой причине - всё нельзя. Вообще всё нельзя. Всё запрещено.

Если бы юные пионеры 20-х и 30-х годов прошлого века посмотрели на наши "запреты", они бы никогда в жизни не поверили, что так будет. Они бы назвали наших современных детей "маменькиными сынками", хотя дети тут не причем.

К примеру, повел я как-то детей в ДК. А в это время приехала проверка из города. Смотрю, а они наблюдают, как я поведу детей - через официальный маршрут или напрямую по дорожке (по которой дети приходят утром у школу).

И ведь маразм в том, что пока идет лагерный день им вроде как нельзя ходить по дорожке, но после того, как рабочий день закончился, им можно идти по этой дорожке хоть на руках, хоть задом наперед.

Что это? А это называется очень просто - "бумажная забота о детях".

И так абсолютно всё.

Так вот, из-за разных "мнимых" опасностей идут коту под хвост плюсы сельской местности.

Еще в 90-е такого не было. Я помню, как нам объявили - "Берите удочки, завтра пойдем на рыбалку".

Мы пришли с удочками и всем лагерем пошли на речку, чтобы порыбачить.

А еще помню поход, где жгли костер, варили суп, жарили картошку (я как-то показывал здесь то место, куда мы ходили).

Сколько пунктов нарушит сегодня нарушит учитель, если попытается всё это провести?

Но после лагеря дети всё это могут делать самостоятельно. Они же деревенские.

А ведь сколько всего интересно можно было бы организовать - и различные военно-патриотические слеты на природе, и спортивное ориентирование, и походы, и знакомство с природой, и физкультурные мероприятия, и экскурсии по красивым местам.

-2

Но нет. Нельзя, наверное. Придется три дня тратить на зачитывание инструктажей.

И вот из-за этой скудности и полнейшего однообразия дети не имеют какого-то желания посещать школьный лагерь.

Может быть, если бы он был, к примеру, не в июне, а в июле, когда дети уже отдохнули, то им бы захотелось общения. Но в июле педагоги уже в отпуске.