Найти тему
Советское Кино

«Максим Перепелица». Плагиат, Калашников и Вицин

Оглавление

Зрители очень любят смотреть фильмы, повествующие о непростом пути перевоспитания главного героя. Самым интересным в данном ключе является аспект внутренней осознанности, нахождения своего места в жизни и сам процесс взросления персонажа. С темами перевоспитания заигрывали многие режиссеры, не обошел стороной и Анатолий Граник. Кинокартина «Максим Перепелица» вышедшая в 1955 году стала его вкладом в эту интересную тему. Используя комедийные приемы создатель обыгрывает пороки главного героя и ставит его на путь нравственного самоисцеления.

Откровенный плагиат

Этот фильм стал первым в истории советского кинематографа случаем откровенного плагиата. При жесткой советской цензуре каждая картина подвергалась доскональной проверке. Сценарии писались и переписывались, и утверждались на каждом уровне правок. Именно поэтому когда в кинотеатрах в один год вышли ленты «Солдат Иван Бровкин» и «Максим Перепелица» начался настоящий скандал. Обе комедии имеют до смешного схожую сюжетную канву и похожих как две капли воды персонажей. Осложняло ситуацию первенство Бровкина, который вышел на несколько месяцев раньше. Сценаристу Ивану Стаднюку пришлось отстаивать свою интеллектуальную собственность через средства массовой информации. Указывая на написанную им книгу и персонажа ставшего прототипом Перепелицы, он обвинил своего коллегу Мдивани в наглом воровстве. Последний долгое время не признавал вину, но под гнетом обстоятельств вынужден был извиниться.

Сходства продолжаются

Забавно, но зрители могли заметить не только сценарные сходства в сюжете. Главных героев, которые из не лучших членов общества перевоспитываются в достойных подражания персон, воплотили на экране тезки – Быков и Харитонов. Оба Леонида имели характерный типаж простого, но обаятельного парня с широкой душой. К тому же схожесть проекта усиливалась работа Татьяны Пельтцер. Как эта актриса оказалась на съемочной площадке обоих фильмов загадка. Также интересно почему она не удосужились намекнуть режиссерам на столь явный конфуз. Одно известно точно – зрители в 1955 году смогли сполна познать пресловутое чувство «дежавю».

Изображение со страницы https://telegra.ph/Hud-Filmy-Pro-Maksima-Perepelica-11-24
Изображение со страницы https://telegra.ph/Hud-Filmy-Pro-Maksima-Perepelica-11-24

Патриотичная музыка

Не секрет, что популярные картины рождают новые течения и дарят зрителям много поводов для любви. Песня прозвучавшая в фильме «Максим Перепелица» вышла за пределы картины и зазвучала миллионами голосов. «Солдатская песня» стала негласным гимном армии, ее напевали многие служившие в тот момент люди. Можно сказать, что она вошла ровно в срез эпохи и подарила инклюзивность для такой важной и передовой отрасли советской действительности. Песня так полюбилась массовому зрителю, что ее использовали для самых торжественных мероприятий. Многие именитые гости столицы впервые вступали на советскую землю под звуки этой композиции.

Секретные материалы

Военная структура всегда была, есть и будет очень засекреченной. Зачастую новости оттуда никогда не проникали в гражданскую сферу, а за разглашение любой информации вводились самые строгие наказания. Поэтому любопытно, что именно команде данного фильма удалось заснять такие значимые моменты. Одним из недвижимых героев стал знаменитый автомат Калашникова. Этот культовый автомат уже несколько лет напрямую эксплуатировался, но гражданским еще не был представлен. Именно Максим провел своеобразную презентацию нового чуда техники для массовой публики. Однако отличить новинку на тот момент могли лишь немногие ценители напрямую вовлеченные в сферу.

Вас не узнать!

Многие советские зрители недоуменно хлопали ресницами и переглядывались со своим соседом в зале кинотеатра, когда замечали в титрах фильма фамилию Георгия Вицина. Вся тайна кроется не в вырезанных кадрах или невнимательности зрителя, а в отличной работе гримеров. Именно они перевоплотили 37-летнего Георгия в старичка преклонного возраста. Вицин будучи великолепным актером сходу вжился в роль и даже в перерывах между съемками передвигался по площадке с «почтительным для возраста достоинством». Георгий признавался, что сыграть деда Мусия было интересной задачей, ведь до этого ему приходилось воплощать характеры персонажей младше собственной возрастной группы. Забавно, что при этом он был всего на десяток лет старше Леонида Быкова, из-за чего часто подшучивал над последним.