Начинается Дворцовый парк с Гатчинского дворца и памятника Павлу I. Памятник Павлу I на плацу был установлен в 1851 году. Автор статуи — русский скульптор И.П. Витали, изобразил императора в соответствии с парадным портретом, написанным С.С. Щукиным в 1796 году, который одобрил сам Павел Петрович.
Статуя поставлена на четырёхгранный пьедестал из полированного финского гранита, недалеко от ограждающего плац парапета.
В открытии памятника принимал участие 6-летний великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III.
В период Великой Отечественной войны во Дворец попал снаряд, и осколок от этого снаряда отрикошетило в постамент памятника.
Создание дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II. В 1765 году императрица сделала своему фавориту Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу.
Проект здания исполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди, к строительству приступили 30 мая 1766 года.
В течение почти пятнадцати лет шло возведение и отделка загородного дома, который первоначально задумывался как охотничий, поскольку его владелец князь Орлов был страстным любителем «красной потехи». Императрица, согласно камер-фурьерским журналам, несколько раз со своей свитой наведывалась в Гатчину, чтобы увидеть, как идёт строительство. К 1781 году работы были завершены. Взору современников предстал дворец, напоминающий итальянское палаццо, его фасады были облицованы естественным камнем – пудостским известняком.
Но, к сожалению, блестящему фавориту, Григорию Орлову не удалось пожить в новой усадьбе, потому что он умер в начале 1783 года. Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу у наследников графа и в в августе того же года подарила ее своему сыну великому князю Павлу Петровичу. Вскоре Гатчина стала его любимым местом пребывания.
Николай I и его сын Александр II вместе со своими семьями и свитой приезжали в Гатчинский дворец нечасто, в основном, для проведения балов, приемов коронованных особ и знатных вельмож, а также для участия в Императорских охотах.
В связи с покушением на убийство императора Александра II, его сын Александр III, после произошедших событий решительно быстро собрал семью и переехал в Гатчинский дворец, который в течение многих лет оставался самым любимым, родным и теплым домом для всех членов императорской семьи. Дело в том, что подъезд к Гатчинскому дворцу был построен так, что к нему сложно было подобраться. И в какой-то мере императорская семья чувствовала себя защищенной от террора в этом Дворце.
Во времена Павла, когда его не было в Гатчинском резиденции, можно было выписать билет в канцелярии дворца и посетить парк, на территорию личного парка невозможно было зайти даже по билету.
Гуляя по Дворцовому парке первым, что мы увидели статую Афины. Скульптура из каррарского мрамора принадлежит резцу скульптора середины XVIII в. Карло Альбачини. Была куплена при императоре Павле I специально для Гатчинского парка. Эта скульптура Афины уникальна тем, что Богиня держит в руке миниатюрную сову - символ Божественной Мудрости, связницу мира человеческого и мира Божественного.
И можно увидеть брошь на груди – это изображение медузы горгоны, которая было врагом Афины.
В Гатчинском пейзажном парке в 1790-х годах построили особое сооружение, предназначенное для хранения парусных судов, лодок и яликов — «Адмиралтейство». Позднее перед зданием выкопали пруд в форме правильного овала. В эту искусственную гавань спускали корабли озерной флотилии, которые затем через узкую протоку направлялись на Белое озеро. Здесь при императоре Павле Петровиче разыгрывались баталии на воде с участием восьмипушечной яхты «Миролюб» и фрегата «Эмпренабль», оснащенного шестнадцатью пушками. В конце ХIХ века Адмиралтейство использовали в качестве кладовых для хранения морского оружия и лодок.
В начале 90-х гг. случился пожар в здании Адмиралтейства, все сгорело кроме колонн.
В настоящее время начаты реставрационные работы по воссозданию исторического облика этого паркового объекта.
Еще один интересный объект парка. Березовый домик – он был возведен по проекту швейцарского художника, архитектора малого двора Франсуа Виоллье, появился в середине 1780-х годов и снаружи представлял собой скромную поленницу березовых дров, подготовленных для долгой зимы. Это была своеобразная шутка, пасторальный каприз ХVIII века, за простыми фасадами которого скрывались роскошь и великолепие. Роспись и золоченая лепнина, обилие зеркал придавали интерьеру особую праздничность. Этот контраст неизменно восхищал современников, ведь для гостей совершавших прогулку по Гатчинскому парку небольшой павильон становился неожиданным сюрпризом. Считается, что это был подарок Павла I своей супруге, Марии Федоровне. Издалека кажется, что это всего штабель дров. Идея была привезена Павлом из Франции.
А внутри Березового домика такое место для отдыха диванчики, зеркала.
Во время войны Березовый домик сильно пострадал. Он был реставрирован.
В 1796 году под руководством архитектора Винченцо Бренны была осуществлена постройка монументального портала «Маска», который скрыл Березовый домик.
Во второй половине 1790-х годов на восточной границе Дворцового парка появились каменные ворота, названные Березовыми, так как они находились недалеко от Березового домика.
Рядом с Карпиным прудом и Серебряным озером находится оригинальной формы колодец. Бьющий из земли родник с прозрачной ключевой водой, был взят в гранитную оправу ещё в ХVIII веке. Современные исследователи приписывают авторство Антонио Ринальди, так как в рисунке Восьмигранного колодца сочетаются классическая и барочная формы, так любимые мастером.
Есть еще один колодец – Иорданский. Он находится на одном из берегов Белого озера оправленный в гранитную раму. Там до сих пор бьет ключом чистая родниковая вода. К нему ведут три гранитные ступени. Иордани устраивались для праздника крещения, которое, согласно евангельскому преданию, происходило на реке Иордан. Родник, не замерзающий даже в крещенские морозы, как нельзя лучше подходил для церемонии символического освещения водой в императорской резиденции.
Отсюда открываются великолепные перспективы на Остров любви и Павильон Венеры, Карпин мост и Адмиралтейские ворота.
Через искусственный каскад между Карпиным прудом и Белым озером переброшен Карпин мост, который стилистически и весьма эффектно дополняет строгий облик Гатчинского дворца. Мост был разрушен в годы войны, и вновь воссоздан в 80-годы ХХ века.
Карпин мост, как и Горбатый, соединяет две части Длинного острова. Свое название он получил от искусственного пруда, в котором разводили серебристых карпов для царского стола. Под мостом устроена небольшая плотина, которая регулирует уровень воды в пруду.
Далее мы увидели очень красивое сооружение - павильон, посвященный древнеримской богине любви Венере, который находится на острове Любви, и который в плане имеет форму треугольника и отсечен от суши искусственными каналами. Омываемое с трех сторон водой Белого озера, это небольшое здание было спроектировано архитектором Винченцо Бренной. Причем прообразом стало подобное сооружение, которое находилось во Франции, в поместье принца Конде в Шантийи. Во время заграничного путешествия по Европе цесаревич Павел Петрович увидел эту парковую затею и пожелал, чтобы нечто похожее появилось в его любимой Гатчине. Павильон деревянный, чтобы он был чем-то единым с природой.
В 1791 году были прорыты каналы, а затем, в течение двух лет шли возведение и отделка павильона Венеры, который стал излюбленным местом для отдыха. Сюда приплывали на лодках и по ступенькам через огромные окна-двери входили в большой зал, украшенный фонтанами, росписью в технике гризайль и громадным живописным плафоном «Триумф Венеры» работы И. Я. Меттенляйтера, выполненным в 1797 году.
В годы войны павильон был частично разрушен. Он был реставрирован.
Вход в Дворцовый парк платный. Стоимость 150р. Так что, если будете в Гатчине, обязательно посетите!
#дворцовыйпаркгатчина#павильонвенеры#гатчинскийдворец#памятникпавлу#березовыйдомик#историягатчины