Найти тему

Русский авангард в Ивановском художественном музее

В Ивановском художественном музее один из залов отдан под коллекцию русского авангарда. Коллекция небольшая, но есть интересные экземпляры. Часть картин музею подарили, часть он получил из музеев Москвы и Санкт-Петербурга, как помощь провинциальным музеям.

Выставка «Русский авангард». Фото автора
Выставка «Русский авангард». Фото автора

В 1920-х авангардисты разработали программу, по которой в небольших советских городах должны были открыться музеи современного искусства. Из Музея живописной культуры в Москве (который был закрыт) и Музея художественной культуры в Петрограде отобрали полотна и передали их в 14 выбранных регионов.


Один из самых ценных экспонатов, это картина
«Супрематизм» Казимира Малевича. Термин «супрематизм» происходит от латинского слова supremus, по звучанию, это наше слово «супер» или «превосходный».

Казимир Малевич, «Супрематизм», 1915 г. Выставка «Русский авангард». Фото автора
Казимир Малевич, «Супрематизм», 1915 г. Выставка «Русский авангард». Фото автора


Супрематизм, это отдельное течение в абстрактной живописи, которое придумал Казимир Малевич. Оно заключается в том, что художник передаёт то, что видит, с помощью геометрических фигур и ярких цветов. Своё вдохновение он черпал из работ Пикассо, выполненных в манере кубизма, но при этом доводя до абсолюта геометричность формы и делая акцент на цвете.

В этом же стиле работа
Ольги Розановой «Цветоконструкция», несколько более сложная по геометрии.


Ещё две значимых работы
Ольги Розановой в коллекции музея, это картины «Трефовый валет» и «Червонная дама». Эти картины — часть карточного цикла, который состоял из десяти картин, на которых были изображены карточные персонажи, которых она писала со своих друзей-художников — Василия Кандинского, Александры Экстер, Михаила Ларионова.


«Червонная дама», это автопортрет самой художницы. А прообразом «Трефового валета» стал фабрикант и меценат Левкий Жевержеев.


Картина одного из членов группы «Бубновый валет»,
Петра Кончаловского, тоже стоит того, чтобы о ней рассказать. Члены этого объединения считали своим учителем и кумиром французского художника-импрессиониста Поля Сезанна и, как и он, «играли» с цветами и формами.

Картина
«Порт в Кассисе» Петра Кончаловского была написана на юге Франции в приморском городе Кассис. Художник постарался передать яркими красками и простыми формами синеву моря, яркий день, белые дома с бежевыми крышами и ярко-зелёные деревья.


На выставке «Русский авангард» представлены несколько эскизов театральных костюмов художника-авангардиста Александры Экстер. Кстати, воплощённые эскизы можно было увидеть на выставке, о которой я рассказывала на своём основном канале.


Небольшая коллекция керамики может порадовать
тарелкой с агитационным лозунгом «Да здравствуют Советы», авторства золотого медалиста Всемирной выставки в Париже, Роберта Вильде. Расписал он её в 1925 году.

Рудольф Вильде, тарелка с агитационным лозунгом «Да здравствуют Советы», 1925 г. Выставка «Русский авангард». Фото автора
Рудольф Вильде, тарелка с агитационным лозунгом «Да здравствуют Советы», 1925 г. Выставка «Русский авангард». Фото автора


В то время
Роберт Вильде был одним из главных художников Государственного фарфорового завода (так переименовали Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге).

Рекомендую выставку к посещению, всем, кто любит русский авангард или просто интересуется этим периодом истории.