Эта статья о трагическом событии и отчаянном подвиге, о том, как экипаж обычного танкера "Советская нефть" спас из настоящего ада 438 человек с французского лайнера "Жорж Филиппар".
Этот подвиг обычных советских моряков должен остаться в нашей памяти как подлинный пример мужества наших предков.
Это произошло 17 мая 1932 года в Аденском заливе (территориально недалеко от эфиопии и Суэцкого канала). Советский танкер принял сигнал от маяка, который сообщал о корабле, терпящем бедствие.
Вахтенные приметили в дали горящую точку, по мере приближения точка увеличивалась и спустя время стало ясно - корабль горит.
Это был французский комфортабельный теплоход для очень богатых пассажиров, который совсем недавно проходил мимо танкера, а теперь полыхает, сжигая своих пассажиров в огненной ловушке. Никаких сигналов с лайнера не поступало, люди прыгали в воду и спускались по самодельным канатам, лишь бы быть подальше от пекла. Инициативу перехватили советские моряки.
Капитан А. М. Алексеев стоял перед сложнейшим выбором, он собрал экипаж. Танкер перевозил нефть и имел полное юридическое право не приближаться и не помогать горящему судну, ведь это могло быть крайне опасно из-за вероятности ещё большего пожара и взрыва танкера.
Капитан принял решение помочь людям, ведь танкер был ближе всех и мог спасти наибольшее число жизней, но единолично отправлять на смерть свой экипаж он не мог, поэтому обратился ко всем, дабы принять решение вместе. (А ведь экипаж был уставшим после длительного перехода из Владивостока!)
Советские моряки единогласно согласились со своим капитаном и направились вперёд к пылающему лайнеру. В 4 часа утра танкер уже начинал операцию по спасению людей.
Танки были крепко затянуты, экипаж был готов к тушению пожаров, шлюпки спускались на воду и спешили на помощь. Погода препятствовала, но громилы-матросы, умело орудуя вёслами, преодолевали волну за волной.
За двадцать минут первая отчалившая шлюпка вернула на борт 7 человек, следом ещё, ещё и ещё. Обожженные, испуганные, сумасшедшие люди поднимались на борт. Экипаж всеми силами пытался помочь спасённым людям, а доктор из судового лазарета Александр Вьюнов боролся за жизнь пятимесячной девочки.
Моряки отдавали свою одежду и свои койки пострадавшим. На борту кончилось продовольствие и пресная вода. 4 часа продолжалась спасительная операция, было спасено 438 человек. Последним с тонущего корабля на шлюпку спустился капитан Вик в сопровождении 8 моряков.
На корабле больше не было никого в живых. Затерялась лишь 1 из 5 шлюпок самого лайнера. Искали её всё утро, нашли лишь пустую шлюпку - людей спас сухогруз "Контрактор". Утром к спасательной операции прибыл английский пароход "Мосуд", который спас ещё 260 человек. Только к полудню операцию прекратили.
На следующий день к танкеру шёл французский теплоход с поднятым советским флагом. Французы восхищались героизмом советских моряков и горячо их благодарили. Все спасённые были переданы теплоходу и танкер продолжил своё путешествие.
Тем временем горящий лайнер не тонул ещё три дня. Жертвами этой трагедии стали 90 человек, и если бы не советский танкер и английский теплоход, жертв было бы гораздо больше...
Точную причину трагедии узнать не удалось. Было выяснено лишь одно - пожар возник в одной из кают, после чего быстро распространился из-за кондиционеров и горючих предметов роскоши. На момент начала пожара вся электроника была выведена из строя. Существует версия, что пожар был подстроен.
Весь свой путь танкер встречали с восторгом. Его без очереди пустили в Суэцкий канал, владелец компании, которой принадлежал лайнер, наградил капитана танкера. А посол Франции в СССР наградил 11 человек экипажа, самому же танкеру предоставили возможность захода в любой французский порт без пошлин.
"Советская нефть" прослужил ещё 50 лет, участвовал в Великой Отечественной. Он и там отметился, перевозя бойцов, технику и нефть в Севастополь, немцы его торпедировали, после чего танкер использовался как заграждение. В последствии был восстановлен и переведён на Дальний Восток, где снова был повреждён из-за инцидента в порту Нагаево. Его снова восстановили, после чего танкер служил вплоть до 1984 года.
Его списали и разделали на металл.
Вот что значит настоящий советский танкер! Корабль-герой!
🔖А теперь небольшая просьба - поддержите канал - нажмите "Подписаться" и поставьте большой палец вверх👍. Это очень поможет выходу новых публикаций и продвижению канала.
🏺ТРОПЫ ИСТОРИИ🏺
Все фото из открытых источников.