Еще один доходный дом, который украшает наш город – дом на Пушкинской улице №18.
Сегодня здесь детский сад. Признаться, я немного позавидовала тем малышам, которые каждый день находятся в такой красоте. Я не знаю в каком состояние здание внутри, но фасад великолепен. Детский сад в этом доме был уже в 1967 году.
Построил этот дом архитектор А.В. Иванов в 1876 году.
Полное название дома "Доходный дом А. П. Рот - Доходный дом графа С. В. Орлова-Давыдова - Доходный дом княгини О. П. Урусовой".
В 1891 году он принадлежал графу Сергею Орлову-Давыдову. А к 1907 году перешел его наследникам. Владельцами были княгини Васильчикова и Урусова.
В 1913 году домом уже владеет только княгиня Ольга Петровна Урусова (в девичестве Васильчикова). Она и была последней хозяйкой этого дома до 1917 года.
Ольга Петровна умерла в 1931 году в возрасте 63 лет, похоронена она во Франции, в городе Кламар — это коммуна в 10 км к юго-западу от Парижа.
Муж Ольги Петровны – князь Сергей Леонидович.
Лейтенант флота, участник Русско-японской войны, сотрудник Министерства иностранных дел, секретарь посольства в Риме, в Афинах, поверенный в делах в Копенгагене. Умер в 1948 году, похоронен в Ментоне на кладбище Трабуке, департамент Приморские Альпы.
В семье родились сыновья Николай, Петр, Леонид, Иван и дочь Евгения. Они все эмигрируют в 1919 году.
Осенью Сергей Леонидович с женой и сыном Петром покинут Россию. Они сначала отправятся в Константинополь, потом в Рим. В Рим к тому времени уже были вывезены остальные дети Урусовых.
Как сложилась жизнь Урусовых?
- Николай обучался в Швейцарии, изучал бухгалтерское дело.
- Петр работал в Париже банковским служащим. Во время Второй Мировой Петр потеряет работу в Париже и уедет в США, где будет преподавать русский и французский языки, а позже русскую и современную европейскую историю.
- Леонид учился в Бельгии в институте электроэлектроники.
- Иван во время Второй Мировой будет сражаться в французских войсках, будет взят в плен немцами.
- Единственная дочь Урусовых Евгения выйдет замуж за Дмитрия Леховича. Она будет работать администратором в школе в Нью-Йорке.
В Доме Евгении и Дмитрия собирались деятели русского балета и старой аристократии – Оболенские, Волконские, Татищевы. У Евгении и Дмитрия был один сын – Владимир, он станет американским дипломатом.
Воспоминания о семье Урусовых оставил один из сыновей - Петр Сергеевич.
Он делал записи с детских лет. Поскольку семья эмигрировала, его воспоминания остались у брата Ивана, который переправил их Петру через несколько десятков лет. И только в 90-х годах Петр Сергеевич выпустит книгу, где расскажет о своей семье.
Дети Ольги Петровны и Сергея Леонидовича редко бывали в России, поскольку их отец, офицер запаса военно-морского флота князь Сергей Леонидович находился на дипломатической службе в Европе.
Лето они проводили в Германии, где у их бабушки Марии Сергеевны Урусовой, было имение. Когда же они приезжали в Петербург, то жили в доме недалеко от дворца великой княгини Ольги, сестры Николая II.
Бывали они и у Мальцевых – Мария Сергеевна Урусова, бабушка Петра Сергеевича в девичестве Мальцева.
1919 год из воспоминаний Петра Урусова:
На крымском побережье мы особо не чувствовали революцию. Местное население состояло из мирных и консервативных татар.
В Севастополе, главной базе Черноморского флота, ситуация была совершенно другой, и матросами совершались ужасные выходки: они убивали, а иногда подвергали пыткам офицеров. К счастью, по побережью не была проложена железная дорога, и Севастополь казался далеким
В октябре положение начало ухудшаться. В конце месяца большевикам удалось взять власть в свои руки в Петербурге и Москве, где несколько дней продолжалось сопротивление, но в конце концов после кровавой уличной борьбы выиграли красные. Главнокомандующий Духонин был разорван на части в Ставке солдатами, которые превратились в диких зверей.
Через некоторое время после удара Корнилова при всеобщем мужском избирательном праве было избрано первое Учредительное собрание, в нем большевистская партия представляла меньшинство.
Оно собралось в первые дни января 1918 года и по указанию Ленина было распущено с помощью военной силы.
Имение Урусовых национализировали, но по факту мало что изменилось, они также продолжали там жить. Единственное, они должны были общаться с комиссаром, который контролировал ситуацию в Симеизе (поселок в Ялтинском регионе Крыма). Но он не доставлял неприятностей, потому что был мягким социалистом.
Но постепенно обстановка начинала накаляться.
Сначала арестовали графиню Толстую, поскольку во время обыска выявили, что она зашила в платье драгоценности, т.е. пыталась утаить их. Пожилая дама должна была предстать перед народным судом, но в конце концов, из-за слабого здоровья, её отпустили.
Следующий арест тетки Петра Марии Барятинской. На тот момент ей было 70 лет и её обвиняли в том, что она реакционерка. Продержав её под арестом несколько недель, всё же выпустили.
В то время была страшная нехватка продуктов, но Урусовы, все мальчишки и их гувернантка, работали на огородах, запасаясь овощами.
В апреле 1918 года Крым заняли немцы. Жизнь стала иной. Прошлое становилось ускользающим и всё, что происходило в те дни, было всего лишь напоминанием о былом. Но светская жизнь, как ни странно, существовала и в те времена.
Так, в июле 1918 года граф и графиня Ферзен отмечали серебряную свадьбу в Мисхоре. Собрались все, кто когда-то общался в Петербурге.
В тот вечер приехала вдовствующая императрица Мария Федоровна с дочерью Ксенией и её мужем великим князем Александром.
Когда императрица уезжала, все гости несколько раз ей поклонились, дамы сделали реверанс и все присутствующие ощутили боль...
А на следующий день газеты опубликовали весть об убиuствe императора, через несколько дней и великих князей.
В конце марта 1919 года Красная армия подошла к Крыму, и ситуация стала меняться. В эти же дни в порт прибыл линкор "Мальборо", который должен был забрать императрицу и оставшихся в живых Романовых.
Урусовы тогда уехали, а вот их родственники Мальцевы остались. Точнее, сначала они покинули Россию вместе со всеми, но затем вернулись. Об их судьбе я рассказывала (дам ссылку ниже). Скажу только одно – в итоге они почти все погибли.
В тот день 1919 года Урусовы покинут Россию, они добрались до Рима, где уже были остальные члены их семьи.
Как они, и на что, жили?
Мы потеряли все наше состояние в России, и волей-неволей стиль нашей жизни изменился.
У нас все еще было наше имение в Берхтесгадене, которое стало дорогой ношей.
Бриллианты и жемчуга матери были проданы намного ниже их цены.
Нам недоставало опыта людей, которые знали, как жить на маленький доход.
Осталось еще большое количество мебели: в Афинах и в палаццо Барберини в Риме. Она была продана с аукциона.
Наша семья была разбросана.
Отец путешествовал по делам между Копенгагеном и Лондоном. Бедный отец пытался стать бизнесменом, но потерпел неудачу и потерял часть наших резервов.
Мама и младшие все еще были в Италии, Николай — в Швейцарии, якобы изучая бухгалтерское дело.
Леонид учился в Бельгии.
Леониду удалось проучиться пять лет и закончить одно из лучших учебных заведений в Европе по электротехнике — институт Монтефиоре в Льеже, где он получил ученую степень.
Ольга Петровна Урусова, который принадлежал дом, с которого я начала рассказ, в эмиграции, уже в пожилом возрасте, больная, начала рисовать портреты и тем самым зарабатывала на жизнь.
Таким образом она оплатила образование одного из сыновей, того самого Леонида, о котором говорил Петр.
В бывшем доходном доме Ольги Петровны Урусовой сегодня не только детский сад, но и жилые квартиры. Посмотрела предложения на продажу квартир - так, 3-х комнатную, площадью чуть более 120 метров, можно купить за 33 млн. рублей, в отличном состоянии.
Я решила, что там отдельные квартиры, но оказалось нет! В продаже есть и коммунальные, комната стоит от 3 до 5 млн рублей. Так что, этот великолепный доходный дом состоит и из коммунальных квартир.
Нашла несколько фотографий (на сайтах продаж), как он выглядит внутри. А также, фото внутреннего двора.
А это ссылка на статью, где можно узнать судьбу семьи Мальцевых. Почему в статье указана семья Стенбок-Фермор вы поймете, прочитав её.