Посетив Спасо-Бородинский монастырь, наша троица продолжила осматривать окрестности, на которых в 1812 году состоялось Бородинское сражение.
Информация с сайта музея-заповедника "Бородинское поле"
Музей-заповедник «Бородинское поле» — мемориал двух Отечественных войн, старейший в мире музей из созданных на полях сражений. На территории музея-заповедника в 110 км2 расположены более 200 памятников и памятных мест.
1912 году к 100-летию Бородинского сражения на поле битвы было сооружено 33 памятника полкам, дивизиям, корпусам, артиллерийским ротам и батареям. Особыми монументами были отмечены командные пункты М.И. Кутузова и Наполеона. На могиле генерала Д.П. Неверовского было возведено надгробие с изображением креста ордена святого Георгия Победоносца — высшей воинской награды того времени. А еще раньше, в 1839 году, в 25-ю годовщину вступления русских войск в Париж, над Бородинским полем на Курганной высоте (батарея Раевского) гордо вознесся 27-метровый монумент героям Бородина, «положившим живот свой на поле чести за Веру, Царя и Отечество». У подножия монумента был торжественно перезахоронен прах легендарного полководца П.И. Багратиона, смертельно раненного в Бородинском сражении.
Памятники 1912 года сооружались в основном на средства потомков тех частей и соединений, которые отличились в «Битве гигантов». Их авторами были как архитекторы-профессионалы, так и военные инженеры, офицеры русской армии начала ХХ века. Изготавливались они из различных материалов: гранита и мрамора, белого камня и песчаника, бронзы и чугуна. Монументы разнообразны по своим формам — от гранитных глыб до классических колонн и часовен. Их венчают православные кресты, орлы, императорские короны. Монументы стоят на тех местах, где в достопамятный день сражения отличились тот или иной полк, дивизия или корпус.
Вначале мы от монастыря решили поехать налево в Шевардино, где располагался командный путь Наполеона. И состоялся бой за Шевардинский редут.
На сайте музея есть схема, на которой можно проследить наш путь следования.
Бой вокруг Шевардинского редута произошел 24 августа 1812 за 2 дня до Бородинского сражения и считается его прологом. Битва за контроль над важным укреплением началась из-за того, что Наполеону требовалась более выгодная позиция для последующего наступления, а Кутузов хотел оттянуть время, необходимое для переформирования его армии.
Шевардинский редут был передовым опорным пунктом русской армии, на ее левом фланге. Это юго-западная окраина Бородинского поля. Именно здесь по приказу Кутузова, армия которого подошла к селу Бородино 22 августа 1812 года, стало возводиться это укрепление, замкнутое в плане, предназначенное для круговой обороны. Строительством этого редута Кутузов не только укреплял позицию своего левого фланга, но и предупреждал возможность внезапного удара со стороны наступающей с запада армии Наполеона по основным силам русской армии. В центре редута возвышается строгий гранитный обелиск с орудийными стволами и горками ядер по бокам. Это памятник 12-й батарейной роте капитана Можарова, артиллеристам-защитникам Шевардинского редута. Сооружен в 1912 году по проекту выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств архитектора Леонида Романовича Сологуба. В том же году, к 100-летию Бородинского сражения, был реставрирован и сам редут: восстановлен бруствер пятиугольной формы, ров с внешней стороны. В настоящее время, спустя 100 лет после этой реставрации бруствер значительно осел, а ров обмелел.
Это укрепление хранит память не только о героях 1812 года. В октябре 1941 года редут вновь стал опорным пунктом, но уже красноармейцам батальона капитана Щербакова, стойко и мужественно державшим здесь оборону в бою с немецко-фашистскими захватчиками. Как и в 1812 году, в 1941 бойцам покровительствовал святой Георгий, запечатленный на бронзовом барельефе шевардинского монумента.
На Шевардинском редуте с нами случилось происшествие.
Марина с Пулей шли от холма, где стоит памятник 12-й батарейной роте, к машине метрах в 50-ти впереди меня. Людей и собак рядом не было, поэтому Марина отпустила Пуляшку с поводка и она весело бежала рядом с хозяйкой.
И тут я вижу, что у Марины за спиной над Пулькой кружит огромный ястреб, начинает снижаться и прицеливаться, чтобы схватить нашу малипуську.
Кричу со всей силы:
-Марина! Ястреб! Атас! Бери Пульку на руки!
Ох! Даже страшно представить, как могло всё обернуться, если бы мы шли рядом, никак ведь не ожидали такого подвоха 🤭.
Хищник запросто когтями схватил бы нашу "Пушинку" за шлейку. Он так и кружил над нами, пока мы шли к машине. Но Пуля сидела на руках и была уже в безопасности.
Очень символично получилось. Мы предотвратили атаку врага на Шевардинском редуте😅.
Пульку спасли и поехали в сторону музея и Батареи Раевского.
На поле через дорогу от музея на возвышенности расположен величественный Главный монумент российским воинам-героям Бородинского сражения.
На курганной высоте находится Главный монумент героям Бородина, который был заложен в августе 1837 года, в 25-ю годовщину Бородинского сражения. В июле 1839 года у подножия монумента были захоронены останки князя Петра Ивановича Багратиона, перенесенные сюда по указу императора из села Сима Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии.
Высота монумента вместе с крестом 27,5 метров. На его гранях содержится информация о численном составе обеих армий в день сражения, о «двунадесяти языков» армии Наполеона, о русских генералах, погибших в достопамятный день 26 августа 1812 года. Здесь же – выразительные тексты об отступлении русской армии к Москве, о вступлении французов в первопрестольную и русских войск – в Париж.
В 1932 году памятник был разрушен как «не имеющий ни исторической, ни художественной ценности». Пострадал и склеп с прахом Багратиона. В 1987 году памятник и надгробие на могиле П. И. Багратиона были воссозданы в прежних формах и материалах – в чугуне и бронзе с позолотой – по сохранившимся чертежам архитектора Антония Адамини.
Главный монумент отлично видно с разных сторон, с самых дальних точек, на которые мы смогли добраться на машине.
Территория музея-заповедника огромная, пешком обойти все памятники даже за целый день не реально. В наши планы и не входило охватить всю экспозицию. Поэтому мы походили по полю, где находилась батарея Раевского около часа.
Осмотрели, всё, что смогли и вернулись к музею.
Памятник Кавалергардам и Конной гвардии был сооружен в 1912 году на средства потомков этих полков. Автор проекта – московский архитектор Алексей Павлович Верещагин. Оба эти полка, составлявшие элитную, привилегированную часть русской гвардейской кавалерии, отличились в финале сражения. Находившиеся первоначально в резерве, они были задействованы в то время, когда после штурма Батареи Раевского, прорвав оборону в центре позиции, кавалерия Наполеона хлынула в тыл русской армии. Кавалергарды и конногвардейцы доблестно отражали атаки саксонских кирасир и польских улан на пространстве между Батареей Раевского и Псарёвским лесом, на опушке которого и стоит памятник. Здесь, на восточной окраине Бородинского поля, неприятель был окончательно остановлен в своем стремлении разгромить последних защитников центра русской позиции. Впоследствии, в 1813 году, оба полка были награждены георгиевскими штандартами «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России в 1812 году».
Памятник 23-й пехотной дивизии, которой командовал генерал Алексей Николаевич Бахметев, был сооружен потомками полков, входивших в состав этой дивизии, к 100-летию Бородинского сражения, по проекту неизвестного архитектора. Памятник, стоящий на опушке Псаревского леса, представляет собой колонну серого гранита, стоящую на гранитном постаменте черного цвета и белокаменном цоколе, увенчанную двуглавым геральдическим орлом. Если говорить точнее, то это памятник 1-й бригаде дивизии, состоявшей из Рыльского и Екатеринбургского пехотных полков. Потери этой дивизии, отличившейся во второй половине дня 26 августа, говорят сами за себя: убитыми – 334 человека, ранеными – 606, пропавшими без вести – 431. Начальнику дивизии генерал-майору Алексею Николаевичу Бахме́теву во время сражения оторвало ядром правую ногу ниже колена. За Бородино он был награжден чином генерал-лейтенанта, а за кампанию 1812 года – золотой шпагой «За храбрость» с алмазами. Впоследствии дивизия отличилась в сражениях при Тарутине, Малоярославце, Вязьме и Красном.
На памятнике Кирасирскому полку, Карла Будберга, установленному в 1912 году, с лицевой стороны написано: "Храбрым офицерам и нижним чинам Его Величества Кирасирского полка их командиру и шефу полковнику Карлу Будбергу, стоявшим на этом поле насмерть".
Табличка на обратной стороне памятника гласит:
"В сражении были убиты: ротмистр Власенко, поручик Скоробогатый.
Ранены:
полковник барон Будберг,
подполковник Слепченко,
ротмистр Меликов
штаб-ротмистр Селянинов 1-й ранен ядром в обе ноги и умер от ран,
поручики Всеволожский 2-й, Всеволожский 3-й, Кален 2-й, Радопчен,
корнет граф Миних 1-й.
Полк потерял убитыми 28 рядовых, ранеными 3 унтер-офицера, 52 рядовых, 1 нестроевого.
Без вести пропало 26 рядовых".
Оглядев батарею Раевского, мы подошли с нашей охранницей Пулей к музею.
Но, увы, с собакой нас в музей не пустили. Поэтому оставалось только побродить возле музея, посмотреть экспонаты на улице.
Там можно увидеть военную технику времен ВОВ и французские пушки времен войны 1812 года.
Закончить наше путешествие по Бородинскому музею-заповеднику мы решили, посетив памятник М.И.Кутузову, который находится в деревне Горки, в трёх километрах от музея.
В деревне стоит верстовой столб, на котором с одной стороны указано расстояние от Москы, с другой от Смоленска.
От столба дорога ведёт к холму, на вершине которого установлен величественный обелиск главнокомандующему Кутузову, на котором написано: "Неприятель отражен на всех пунктах".
В центре деревни Горки у Новой Смоленской дороги (теперешнего Можайского шоссе), на холме, называемом Верхней Горкинской высотой, возвышается обелиск красного гранита, увенчанный бронзовым орлом с распростертыми крыльями. Это памятник Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову, главнокомандующему объединенной российской армией. Памятник, воздвигнутый в 1912 году, к 100-летию сражения, сооружался по проекту военного инженера Павла Алексеевича Воронцова-Вельяминова на средства государственной казны.
На тыльной грани памятника установлена мемориальная доска, текст которой утверждает, что с этого места Михаил Илларионович Кутузов руководил войсками в день генерального сражения.
Это не совсем так. На этой высоте находился главный наблюдательный пункт, на который Кутузов несколько раз въезжал на белом коне-мекленбуржце в сопровождении свиты. Здесь он осматривал позицию левого и правого флангов русской армии и наблюдал за ходом сражения. Командный же пункт полководца, как и его главный полевой штаб, находился южнее, за Новой Смоленской дорогой, за ручьем Стонец, в расположении 6-го пехотного корпуса генерала от инфантерии Дмитрия Сергеевича Дохтурова.
С вершины холма отлично просматривается вся территория Бородинского сражения, вплоть до Спасо-Бородинского монастыря. И мы смогли реально представить главнокомандующего, обозревающего в подзорную трубу место сражения.
На этом наше путешествие в Бородино было закончено.
Спасибо сайту музея-заповедника "Бородинское поле" за имеющуюся в свободном доступе информацию, благодаря которой я смогла узнать для себя много нового и интересного, и поделиться с вами.
В статье все фото автора.
Спасибо, что дочитали.
До встречи на волне позитива!