Найти тему

Стеклянные кактусы Алексея Зеля: колючий шедевр «с характером»

Продолжаю рассказывать о работах моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля, созданных в 1983 году. На этот раз темой для статьи я выбрала «Кактусы». Это произведение можно увидеть в постоянной экспозиции Егорьевского историко-художественного музея.

В «Кактусах» Алексей Зеля снова демонстрирует высокий уровень мастерства и владения материалом – кварцевым стеклом. С первого взгляда на композицию наше внимание приковывают тончайшие хрупкие иголочки растений.

"Кактусы", 1983 г. Кварцевое стекло. 30х35х25 см. Автор: Алексей Зеля
"Кактусы", 1983 г. Кварцевое стекло. 30х35х25 см. Автор: Алексей Зеля

Сделать такие колючки совсем не просто! Температура плавления кварца порядка 2000 градусов, мощность пламени горелки настолько высока, что тонкие стеклянные нити, если допустить их попадания в огонь, не выдержат напора, оторвутся или мгновенно расплавятся.

Искусство мастера заключается в том, чтобы создавая растение, припаивать каждую следующую иголочку не зацепив огнем предыдущие.

Вы, вероятно, спросите, почему же для такой ювелирной работы не использовать горелку с тонким пламенем. Помните, я вам рассказывала про проблемы с натяжением, сравнивая два состояния стекла (в холодном и расплавленном виде) со льдом? При нагревании и охлаждении кварц также расширяется и сжимается, от чего образуются трещины.

Мой отец трудился над своими произведениями, поддерживая нагрев в материале, не допуская его остывания. Он не пользовался печами для финального отжига, как обычные стеклодувы, да и не нашлось бы печи такого размера, с таким t-режимом, чтобы поместить в нее крупное изделие целиком.

Только с мощной горелкой «на максималках» можно было собрать подобную композицию, не опасаясь трещин и не оставляя белого налета, образующегося при плавлении кварца.

Рост мастерства художника: иголки у ежиков, хрустальные колоски и колючки кактусов
Рост мастерства художника: иголки у ежиков, хрустальные колоски и колючки кактусов

В «Кактусах» Алексей Зеля демонстрирует нам не только свой дар художника, но и блестящее владение материалом. Тончайшие хрустальные иголки растений - усовершенствованная технология, придуманная мастером еще на МЭЛЗе и до блеска отточенная на ежиках и колосках.

От эскиза до произведения искусства

В искусстве такое бывает не редко – задумал одно, а в процессе вышло нечто иное. Причина, по которой Алексей Зеля решил запечатлеть кактусы в стекле, проста – художник с детства увлекался биологий, любил животных, хорошо знал растения. Природные мотивы – излюбленная тема его творчества.

Интересной показалась и техническая задача. Об этом я написала выше. Кроме того, кактусы из стекла с ореолом тончайших колючек, выглядят декоративно и хорошо «читаются». Художник имел дело с прозрачным материалом и придерживался четких графичных форм и ракурсов, легко воспринимаемых человеческим глазом.

Кстати о прозрачности. Помните, в блоге я рассказывала историю, когда Ю.Г. Аксенов, преподаватель отца, дал такой совет: «Алексей, тебе нужно добавлять побольше цвета в свои работы». После того разговора на следующий зачет папа пришел к своему наставнику с «Кактусами». Вот она вся его палитра: белый, красный и желтый. Аксенов похвалил юного художника, даже не представляя, какими сложными путями ему достались эти крохи цветного кварца.

Первоначальный эскиз "Кактусов" под рабочим названием "Толстый и тонкий".
Первоначальный эскиз "Кактусов" под рабочим названием "Толстый и тонкий".

Получив зачет за «Кактусы», отец поделился с учителем, что изначально композиция задумывалась иной. Ее первоначальное название - «Толстый и тонкий». Он хотел сделать только два растения, как на рисованном эскизе. Но когда стал выплавлять из стекла, будто невидимая рука подтолкнула, и рядом родился третий (опунция справа).

Я покажу вам видео с отрывком из интервью Алексея Зеля, в нем он сам об этом рассказывает. Когда отец закончил работу, то злился на себя (что уступил порыву и не следовал изначальной задумке), был крайне неудовлетворён результатом, да так, что развернул готовое произведение лицом к стене «чтобы глаза мои тебя не видели».

Через несколько недель, пока трудился над правительственными заказами, он успокоился. Повернул «Кактусы» к себе и посмотрел на них свежим, незамыленным взглядом. Открывшееся творение ему очень понравилась! И даже реплика вырвалась в духе «Ай да, Пушкин!».

Возвращение к теме

В первые годы творчества, к которым относится и 1983-й, самым сложным этапом создания композиции для Алексея Зеля было изобретение подходящей по форме и стилю подставки. Многие его идеи не получили воплощения именно из-за проблем на этой ступени. Он долго искал какой-то универсальный вариант основы, на которой можно было надежно закрепить составные элементы. Чтобы она держала вес стекла, не пошла со временем трещинками и отличалась декоративностью.

С годами, развивая свое мастерство, он нашел выход, придумал идеальную наборную базу. И после этого повторил на ней свои самые удачные начальные произведения. В Калужском музее стекла Алексея Зеля вы встретите еще одни «Кактусы» (2006 г) выполненные как раз на такой новой подставке.

"Кактусы", 2006 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
"Кактусы", 2006 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

Разглядывая работу, созданную через 23 года после первоначальной, можно заметить и рост мастерства художника, и новые оттенки кварца. Эти цвета Алексей Зеля изобрел и сварил для себя после многочисленных опытов. Кстати, и колючих растений здесь снова не два, а три - идея «толстого и тонкого» так и не дождалась воплощения.

---

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!

---

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: