Продолжаю рассказывать о работах моего отца, Народного Художника России Алексея Зеля, созданных в 1983 году. На этот раз темой для статьи я выбрала «Кактусы». Это произведение можно увидеть в постоянной экспозиции Егорьевского историко-художественного музея.
В «Кактусах» Алексей Зеля снова демонстрирует высокий уровень мастерства и владения материалом – кварцевым стеклом. С первого взгляда на композицию наше внимание приковывают тончайшие хрупкие иголочки растений.
Сделать такие колючки совсем не просто! Температура плавления кварца порядка 2000 градусов, мощность пламени горелки настолько высока, что тонкие стеклянные нити, если допустить их попадания в огонь, не выдержат напора, оторвутся или мгновенно расплавятся.
Искусство мастера заключается в том, чтобы создавая растение, припаивать каждую следующую иголочку не зацепив огнем предыдущие.
Вы, вероятно, спросите, почему же для такой ювелирной работы не использовать горелку с тонким пламенем. Помните, я вам рассказывала про проблемы с натяжением, сравнивая два состояния стекла (в холодном и расплавленном виде) со льдом? При нагревании и охлаждении кварц также расширяется и сжимается, от чего образуются трещины.
Мой отец трудился над своими произведениями, поддерживая нагрев в материале, не допуская его остывания. Он не пользовался печами для финального отжига, как обычные стеклодувы, да и не нашлось бы печи такого размера, с таким t-режимом, чтобы поместить в нее крупное изделие целиком.
Только с мощной горелкой «на максималках» можно было собрать подобную композицию, не опасаясь трещин и не оставляя белого налета, образующегося при плавлении кварца.
В «Кактусах» Алексей Зеля демонстрирует нам не только свой дар художника, но и блестящее владение материалом. Тончайшие хрустальные иголки растений - усовершенствованная технология, придуманная мастером еще на МЭЛЗе и до блеска отточенная на ежиках и колосках.
От эскиза до произведения искусства
В искусстве такое бывает не редко – задумал одно, а в процессе вышло нечто иное. Причина, по которой Алексей Зеля решил запечатлеть кактусы в стекле, проста – художник с детства увлекался биологий, любил животных, хорошо знал растения. Природные мотивы – излюбленная тема его творчества.
Интересной показалась и техническая задача. Об этом я написала выше. Кроме того, кактусы из стекла с ореолом тончайших колючек, выглядят декоративно и хорошо «читаются». Художник имел дело с прозрачным материалом и придерживался четких графичных форм и ракурсов, легко воспринимаемых человеческим глазом.
Кстати о прозрачности. Помните, в блоге я рассказывала историю, когда Ю.Г. Аксенов, преподаватель отца, дал такой совет: «Алексей, тебе нужно добавлять побольше цвета в свои работы». После того разговора на следующий зачет папа пришел к своему наставнику с «Кактусами». Вот она вся его палитра: белый, красный и желтый. Аксенов похвалил юного художника, даже не представляя, какими сложными путями ему достались эти крохи цветного кварца.
Получив зачет за «Кактусы», отец поделился с учителем, что изначально композиция задумывалась иной. Ее первоначальное название - «Толстый и тонкий». Он хотел сделать только два растения, как на рисованном эскизе. Но когда стал выплавлять из стекла, будто невидимая рука подтолкнула, и рядом родился третий (опунция справа).
Я покажу вам видео с отрывком из интервью Алексея Зеля, в нем он сам об этом рассказывает. Когда отец закончил работу, то злился на себя (что уступил порыву и не следовал изначальной задумке), был крайне неудовлетворён результатом, да так, что развернул готовое произведение лицом к стене «чтобы глаза мои тебя не видели».
Через несколько недель, пока трудился над правительственными заказами, он успокоился. Повернул «Кактусы» к себе и посмотрел на них свежим, незамыленным взглядом. Открывшееся творение ему очень понравилась! И даже реплика вырвалась в духе «Ай да, Пушкин!».
Возвращение к теме
В первые годы творчества, к которым относится и 1983-й, самым сложным этапом создания композиции для Алексея Зеля было изобретение подходящей по форме и стилю подставки. Многие его идеи не получили воплощения именно из-за проблем на этой ступени. Он долго искал какой-то универсальный вариант основы, на которой можно было надежно закрепить составные элементы. Чтобы она держала вес стекла, не пошла со временем трещинками и отличалась декоративностью.
С годами, развивая свое мастерство, он нашел выход, придумал идеальную наборную базу. И после этого повторил на ней свои самые удачные начальные произведения. В Калужском музее стекла Алексея Зеля вы встретите еще одни «Кактусы» (2006 г) выполненные как раз на такой новой подставке.
Разглядывая работу, созданную через 23 года после первоначальной, можно заметить и рост мастерства художника, и новые оттенки кварца. Эти цвета Алексей Зеля изобрел и сварил для себя после многочисленных опытов. Кстати, и колючих растений здесь снова не два, а три - идея «толстого и тонкого» так и не дождалась воплощения.
---
Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!
Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya - там вы узнаете много интересного о его жизни и творчестве!
---
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: