Найти тему

Значит, не пропадёт без меня

Именно так я сказала мужу после возвращения с дачи несколько дней назад. Сейчас обрисую ситуацию.

Прошедшие выходные в "личном раю" я проводила с младшим сыном, котом и собакой. Старший сын и муж оставались в Москве. Первый имел грандиозные планы на выходные в городе. Второй остался при первом. Они без нас помимо прочего самокат новый выбирали и покупали. Папа так решил сына поощрить за успешное завершение учебного года. А мы без них траву косили, птиц слушали, цветами любовались да зверей выгуливали (в Москве звери наши сидят дома).

Воскресным вечером собрались вместе, и папа начал сына нахваливать:

1. в магазин ходил;

2. доставку продуктов заказывал;

3. посудомойку запускал и разбирал потом;

4. вещи грязные за собой убирал да в нужное место складывал;

5. мусор выносил;

6. лекарства принимал без напоминаний;

7. спать ложился и вставал по режиму.

Нет, я, конечно, знала, что сын мой всё умеет и может. Но скажу честно -- удивилась такой неожиданной хозяйствености. При мне он обычно меньше суетится. Знает, что я без труда сама со всем справлюсь. Если не справлюсь, то попрошу о помощи. А пока не прошу, можно заниматься своими делами: учёбой, хобби, беситься с братом.

Всякие вещи типа запустить машинку и потом развесить бельё, сварить суп, убрать постель за собой, пропылесосить и прочее мой ребёнок делать давно умеет. На каждый его запрос научиться чему-то и на каждый интерес лет до 12 я реагировала тем, что показывала, подсказывала, учила. Ребёнок всегда был рядом. Смотрел, как это делаю я. То есть в бытовом плане он не инопланетянин вовсе. И это для меня главное. Не то, что исправно делает, а то, что в принципе умеет.

-2

Для меня принципиально, чтобы себя обслужить во всём умел. А уж мои дела я и сама сделаю. Хотя он, например, очень охотно помогает во всём том, что связано с братом. Без принуждения. А ещё в разных технических моментах: починить, настроить. Потому что в первом случае чувствует себя старшим, а значит, крутым. А во втором наслаждается ролью умного.

Я тоже была ребёнком, и помню, как неинтересно было выполнять родительские задания, данные в приказном тоне. Особенно если это что-то скучное и рутинное. Другое дело, если те же задания поручали выполнить наравне со взрослыми. Потому что уже доросла и могу. Помня себя тогда и там, здесь и тут я практически не давлю на сына.

Моего ребёнка очень легко "перекормить" принуждениями и обязательствами. Поставить руки в боки и начать командовать "срочно сделай то", "сейчас же выполни это" -- самый простой и верный путь испортить отношения и подорвать доверие. Если, конечно, речь про обычный день, а не про что-то экстренное, где вопросы задавать некогда.

Когда я делаю бытовые дела, я знаю, что он видит и слышит всё. У него есть представление обо всех важных для создания комфортного быта действиях. То есть сформировано представление о том, как должно быть. И в нужный момент эти знания пригождаются. Как показала конкретная ситуация.

-3

В нашем случае нужно именно попросить сделать, а не приказать. Объяснить, почему это может сделать он. Например, потому что уже достаточно взрослый и сильный. И потому что самостоятельные люди такое с лёгкостью делают. И потому что это мужская работа, а мама слабее. И так далее. Мотивация нужна. Объяснение нужно.

В моём детстве было так: либо не давали что-то делать, потому что я это сделаю медленнее/хуже, либо заставляли с шумом и весьма неожиданно ("сидит, не понимает, что надо матери помочь"). Не удивительно, что первые макароны я сварила лет в 15, а суп -- вообще уже в замужестве. В общем, спасибо за детский опыт! Я хорошо теперь знаю, как "мотивировать" не надо.

Рассказ мужа о том, как сын без меня проводил выходные, ещё раз укрепил меня в идее, что детей нужно приучать к труду своим примером и без негативных эмоций. Знаю я одного взрослого уже дядечку, который начинает психовать, злиться и прямо истерить, аки дама, если нужно что-то элементарное по дому сделать. Дырку в стене просверлить. Кран поменять. Или картину повесить. Потому что каждый раз, как отец его учил в детстве что-то делать руками по-мужски, сопровождал обучение унижениями из категории "да кто так делает?", "у тебя руки не из того места растут", "толку от такого помощника никакого". Уйти от такого "учителя" было нельзя. Научиться соответствовать его требованиям тем паче. В итоге дядечка настолько поверил в собственную криворукость, что треплет нервы себе и бедной супруге ещё до того, как гвоздь у него не получается забить. Заранее. Тяжёлый случай, в общем, для семьи. А для меня со стороны это ещё один пример, как не надо приучать к труду. Очень наглядный и показательный.

Все фотографии в данной статье сделаны мной
Все фотографии в данной статье сделаны мной

Вообще мне кажется, жизнь сама заставит научиться делать очень и очень многое. По себе знаю. Потому и выбираю в отношении детей стратегию плавного и мотивированного приучения к разным делам. Без скандалов. И без классических для моего детства приёмов из серии "не помыла посуду -- неделю на улицу не выйдешь". Потому что посуду помыть намного проще, чем сохранить отношения и не отбить желание вообще что-то делать. Как в случае с вышеописанным дядечкой)