О такой позиции я сильно пожалел через полтора месяца, когда экипаж вызвали из отпуска для срочного выхода в море.
Английский флот проводил учения «Осенняя охота», которое нам поручили навестить. На сбор была дано 3 дня. Срочные телеграммы были отправлены в места проведения отпуска по всему Советскому Союзу. Моя семья в это время находилась в Западной Лице (дети учились в школе), поэтому мне одному из первых удалось узнать об ожидающих нас планах.
Для выхода в море мы должны были принять подводную лодку К-452 после межпоходового ремонта. Через пять дней начался ввод ГЭУ (главная энергетическая установка) смешанным экипажем. Предполагалось, что после ввода и приготовления корабля к бою и походу должны быть подписаны акты приема-передачи. Основной экипаж после этого должен был освободить боевые посты и командные пункты АПЛ. В целом это получалось успешно. Ядерный реактор ввели без осложнений. Проблема началась при приеме электрической нагрузки на турбогенераторы. После возбуждения генераторов и включения генераторных автоматов падало давление в системе смазки каждого автономного турбогенератора. Это приводило к срабатыванию аварийной защиты по минимальному давлению масла. Операцию повторили несколько раз, но срабатывание защиты не прекращалось. Сутки борьбы с этой неисправностью результатов не давали. После боевой службы наш первый дивизион заказал чистку фильтров масляной системы АТГ (автономный турбогенератор). Кроме этого было заменено масло в системе смазки.
В этой ситуации наше положение было двояким. На борту находились две боевых части 5. При этом та БЧ-5, которая шла в море, не могла принять материальную часть и не могла принимать решение об устранении неисправности. Через сутки личный состав второго и третьего дивизионов первого экипажа сошли на берег. Остался только первый дивизион и командир БЧ-5, как заложники. По нашей просьбе первый экипаж сдал пробу и проверил качество масла – норма. Сетки масляных фильтров повторно направили на завод и провели повторную чистку. Прочищенные сетки установили на системах.
Аварийная защита АТГ не сработала. Акт приема-передачи подписали. Мы стали хозяевами на АПЛ. Через 25 минут после подписания акта защита сработала опять. Механик первого экипажа позвонил мне с просьбой передать посыльному забытые тапочки. Информация о падении защиты расстроила его так, что посыльного я так и не дождался.
Третья версия мастеров военного дела была связана с технической неисправностью системы автоматики. Представители судоремонтного завод «Красное Сормово» проверили все алгоритмы и получили информацию об ее исправном состоянии.
Чудес на свете не бывает – это один из моих принципов при службе на флоте.
Инстинктивно начал искать решение в фильтрах масляной системы. Дошли до матроса, которому поручали чистку. Она должна была быть ультразвуковой. На самом деле сетки чистили щеткой, что нарушило конструкцию сетчатого элемента.
К сожалению, этот факт удовлетворил не всех специалистов. Мне звонили с учебных центров, с Калужского турбинного завода и давали рекомендации.
Предложил извлечь кассету фильтра и запустить АТГ без фильтрующего элемента (так определяли неисправности масляных фильтров на дизеле). Это привело к рождению крылатой фразы заместителя начальника по ЭМС по специальной установке – прекратите делать безумные предложения. Это Вам не синусы с косинусами складывать. (Это к тому, что до должности механика я был командиром электротехнического дивизиона). Все боялись, что турбина АТГ при попадании мусора в систему регулирования пойдет вразнос. Предложение же использовать фильтрующие элементы из корабельного ЗИПа было отвергнуто также. Ситуация была обидной, глупой и безвыходной.
Тем приятнее было слушать решение НЭМСа (начальник электромеханической службы) дивизии, вернувшегося из моря на другой АПЛ. Использовать корабельный ЗИП. В течении минуты решение было оформлено в вахтенном журнале. На установку и запуск ушло 30 минут. Давление масляной системы стало соответствовать номинальным параметрам. Все вздохнули с облегчением.
За двое суток поиска решения с давлением АТГ время выхода в море переносилось дважды. До последнего перенесенного времени выхода оставалось 1,5 часа. Ждать было некогда. Корабль перед выходом был проверен и разрешение получено. Так мы и вышли из базы.
Конечно, эта неисправность банально нелепая и она могла привести к позорному срыву похода. Представляю какой крепкой была нервная система командира экипажа, его старшего помощника и помощника. За видимым спокойствием скрывались большие переживания профессиональных подводников не привыкших быть побежденными.
Мы явно отставали от графика движения. Опоздание к началу учения делала бессмысленным все наши предыдущие шаги.
Опаздывающие штатные члены экипажа вошли на борт перед переносом трапа на пирс. Экипаж был в полном составе. Это тоже подчеркивало то, что экипаж для каждого был семьей.
Точка погружения была назначена вблизи выхода из базы. Оперативная служба контролировала этот маневр.
После приема главного балласта подводная лодка резко увеличила дифферент на нос и стала увеличивать глубину. Дал пузырь в нос, продул среднюю. Выскочили в позиционное положение.
Боцман сообщил, что при погружении большие горизонтальные рули (БКГР) (большие кормовые горизонтальные рули - управляют пл по глубине) заклинили на погружение.
Проверка рулей со всех мест управления (пульт «Шпат» в центральном и местный пост в восьмом отсеке) показали их исправное состояние.
Повторное погружение дало ровно такой же результат. Прием балласта, заклинка рулей, дифферент на нос, увеличение глубины и аварийное всплытие.
Требовалось срочно разобраться в ситуации, найти неисправность и попытаться ее устранить для выполнения поставленной задачи за несколько тысяч миль от родного дома и вернуться с победой домой.
Вспомнили возвращение из летней боевой службы и заедания в редукторе управления БКГР. Редуктор должны были отремонтировать по нашей заявке во время межпоходового ремонта. Осмотр редуктора показал, что кулиса сломала вал редуктора. При такой неисправности большими рулями управлять невозможно, так как система управления не получала сигналов для обратной связи. Рули шли в разнос. Диапазон БКГР колебался от полного на погружение до полного на всплытие.
Оперативную службу флота интересовали причины задержки с погружением. Ситуация была далека от штатной и почти критической.
Решение было таким. Продолжить поход при управлении глубиной средними и малыми горизонтальными рулями. В соответствии с инструкциями МГР (малые горизонтальные рули) использовались на больших скоростях. В нашей ситуации предлагалось их использование во всем диапазоне скоростей. БКГР из управления исключить. Но их требовалось выставить в горизонтальную плоскость и исключить любое перемещение. Совместными усилиями БКГР выставили в ноль и закрепили их раздвижными упорами из аварийного инструмента. Командир сначала сомневался, но после моей гарантии в более точной дифферентовке АПЛ, утвердил такое решение.
На устранение этой неисправности потратили около часа. За это время пополнили ВВД до 85% (до 100% добивали воздух на последующих сеансах связи, создавая максимальное разряжение внутри прочного корпуса в 100 мм. в. ст. и поднимая выдвижное устройство для работы компрессора на перископной глубине).
Оперативному доложили об устранении неисправности. Получили от него подтверждение дальнейшей работы. Приняли главный балласт. Провели контрольную проверку дифферентовки на перископе. Погрузились на заданную глубину и пошли выполнять поставленную задачу.
Первая неделя похода была сплошным кошмаром. Моя записная книжка каждый день пополнялась записями шариковой ручкой с красной пастой. Фреоновая установка не выходила на режим (продукты питания могли испортиться); знаменитая испарительная установка (ИВС-3) не рассаливалась и не варила питательную воду (угроза потери хода); начал греться подшипник высокочастотного преобразователя пятого отсека, обеспечивающего питание источников 220в 400гц.: появились новые свищи в цистернах вспомогательного балласта: в компрессоре ВВД четвертого отсека упало давление после третей ступени нагнетания.
Все дивизионы «стояли на ушах». На большинстве боевых постов была двухсменка, так как одна смена постоянно работала над устранением неисправности. В конце концов все неисправности были успешно устранены. Помогли профессионализм и высокая ремонтная подготовка. Все были действительными мастерами военного дела. Особенная благодарность старшинам команд.
К полигонам противника подошли в назначенное время. И самое удивительное, обнаружили подводные цели. На сколько я разбирался в то время в тактике слежения, наблюдение проводили более двух суток.
Представляется возможным наше скрытное слежение обеспечивалось использованием МГР, вместо БКГР. Это изменило наш акустический портрет.
Наконец противники поняли, что при их совместном плавании присутствует третий и он лишний. Для них стало очевидным, что за ними следили. Как нашкодившие школьники они изменили свои курсы и разбежались в разные стороны.
Было интересно наблюдать за нашим командиром, ГКП (главный командный пункт) и БИП (боевой информационный пост). У всех все получалось. Была получена интересующая информация. Экипаж выполнил поставленную задачу. Это был единственный случай наблюдения за подводными лодками противника при выполнении ими учебных задач.
С чувством выполненного долга подводная лодка взяла курс в родную базу. Легкие силы готовили подробные отчеты. Механики готовили документы для устранения неисправностей, с которыми мы ушли на боевое задание.
Лодка приближались к точке всплытия. Экипаж занял места согласно расписанию для всплытия в надводное положение. По договоренности с командиром балласт в уравнительные цистерны при всплытии на перископную глубину не принимал. Тому было несколько причин. Отсутствие больших рулей, экономия воздуха высокого давления и ресурса компрессоров. Таким образом, на глубине 9 метров лодка была готова к продуванию главного балласта.
В центральном посты было довольно оживленно.
В это момент старшина команды трюмных, который при всплытии обслуживал пульт управления общекорабельными системами, молча толкнул меня в бок и дрожащей рукой показал на значок «Отдраен верхний рубочный люк». В этот же момент ожил каштан мостика и голос помощника командира с упреком задал вопрос: «Мех, жмот, опять экономишь воздух. Прочный корпус под водой». На этот вопрос мостика был лаконичный ответ: «Команды на продувание никто не давал». В центральном повисла тягостная тишина. Правда длилась она мгновение. «Дуй, что надо и быстрее» кричал мостик. Отказать было невозможно.
Все закончилось удачно. Через 1,5 часа мы стояли у пирса и принимали поздравления командования флотилии и дивизии.
Всем было приятно чувствовать себя победителями. Мы ими были персонально каждый и экипажем в целом. И никто не вспоминал о трудностях, пережитых перед выходом в море и в походе. Вспомнились слова Магомета Гаджиева про экипаж подводой лодки, на который или все побеждают, или все погибает.
Удача была на нашей стороне.
Таким стал 1983 год для 295 экипажа, победившего море в двух сложнейших походах.
Для всех было важно то, что ты сделал, а не то, как ты это делал. Поэтому я решил показать сложности, о которых никто никогда не говорил, но думаю живым это будет интересно.
В 1983 году началась славная история 295 экипажа по защите интересов Родины в Средиземном море на АПЛ 670М проекта
Это фото сделано в 1986 году, когда я покинул после боевой службы эту дружную семью.
Каждый год мы ходили на боевую службу и это своя интереснейшая история. Если хватит терпенья об этом напишу тоже.
Анатолий Григорьев. Редактировал Bond Voyage.
Продолжение следует.
Все рассказы автора читайте в подборке.
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.
==========================
Желающим приобрести авантюрный роман "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" обращаться kornetmorskoj@gmail.com
В центре повествования — офицер подводник Дмитрий Трешников, который волею судеб попал служить военным советником в Анголу, а далее окунулся в гущу невероятных событий на Африканском континенте. Не раз ему грозила смертельная опасность, он оказался в плену у террористов, сражался с современными пиратами. Благодаря мужеству и природной смекалке он сумел преодолеть многие преграды и с честью вернулся на Родину, где встретил свою любовь и вступил на путь новых приключений.
===================================================