Найти в Дзене

Наука и религия. Противоречий нет

Я философию постиг, Я стал юристом, стал врачом… Увы! с усердьем и трудом И в богословье я проник, — И не умней я стал в конце концов, Чем прежде был… Глупец я из глупцов! ‘’Фауст’’ Гете Ученые проанализировали степень влияния двух книг — «Бог как иллюзия» и «Доказательство Бога. Аргументы ученого», написанных известными популяризаторами науки Ричардом Докинзом и Фрэнсисом Коллинзом, — на общественное мнение. Результаты работы показали, что люди склонны не доверять атеистам. Подробнее с выводами исследователей можно ознакомиться в журнале Public Understanding of Science. Если Бога нет, то какой я штабс-капитан? ‘’Бесы’’ Ф.М.Достоевский Наука и религия довольно часто противопоставляются, приведенные же выше цитаты, как ни странно, в том числе могут восприниматься как аргументы правоты одной из сторон. Скажем, последняя цитата из Достоевского говорит о субъективности опыта человека, глубоко личном восприятии этого вопроса, но какое восприятие не глубоко лично? Какое восприятие лишено э

Я философию постиг,

Я стал юристом, стал врачом…

Увы! с усердьем и трудом

И в богословье я проник, —

И не умней я стал в конце концов,

Чем прежде был… Глупец я из глупцов!

‘’Фауст’’ Гете

-2

Ученые проанализировали степень влияния двух книг — «Бог как иллюзия» и «Доказательство Бога. Аргументы ученого», написанных известными популяризаторами науки Ричардом Докинзом и Фрэнсисом Коллинзом, — на общественное мнение. Результаты работы показали, что люди склонны не доверять атеистам. Подробнее с выводами исследователей можно ознакомиться в журнале Public Understanding of Science.

Если Бога нет, то какой я штабс-капитан?

‘’Бесы’’ Ф.М.Достоевский

-3

Наука и религия довольно часто противопоставляются, приведенные же выше цитаты, как ни странно, в том числе могут восприниматься как аргументы правоты одной из сторон. Скажем, последняя цитата из Достоевского говорит о субъективности опыта человека, глубоко личном восприятии этого вопроса, но какое восприятие не глубоко лично? Какое восприятие лишено эмоциональной окраски? С другой стороны, существующие аргументы в пользу бытия Бога, сама попытка это бытие как-то доказать, довольно часто очень агрессивны со стороны части верующих, как и атеистов. Скажем, во всем этом нет поиска истины, есть лишь интеллектуальная игра словами, но в таком вопросе, от которого зависит моральный облик человечества, нельзя полагаться только на игры. Наука и религия заняты принципиально разными вопросами, но принципиальное различие не означает противоречие.

Чтобы понять, что эти два способа познания мира не противоречат друг другу, нужно обратить внимание на то, что научная революция в Западной Европе произошла на рубеже 15-16 веков. Не в эпоух бурного расцвета ‘’атеизма’’ 18 века (скорее, антиклерикализма, чем и является почти весь атеизм), не в эпоху религиозной стабильности 13 века, а в эпоху Реформации и Контреформации, в эпоху взлета религиозности в христианской Европе.

Так, например, М.И.Шахнович отмечал:

Многие буржуазные ученые говорят о союзе науки и религии. М.Борн, М.Планк, В.Гейзенберг, П.Иордан и другие известные физики неоднократно заявляли, что наука будто бы не противоречит религии

Ленин и проблемы атеизма, 1961, с 185

Можно вспомнить любопытную цитату одного замечательного ученого:

''Наша готовность принять научные утверждения, идущие вразрез со здравым смыслом, является ключом к пониманию реальной борьбы между наукой и сверхъестественным. Мы принимаем сторону науки, несмотря на очевидную абсурдность некоторых ее конструктов, несмотря на терпимость научного сообщества ко всякого рода неподтвержденным историям, поскольку мы изначально придерживаемся материализма. Дело не в том, что методы и институты науки каким-то образом вынуждают нас принять материальное объяснение мира. Совсем наоборот. Наша приверженность материальным причинам заставляет нас создавать аппарат исследования и разрабатывать систему понятий, которые приводят к материалистическим объяснениям, независимо от того, насколько противоречащими они или таинственными они кажутся непосвященным. Более того, наш материализм абсолютен, поскольку мы не можем пустить Божественное даже на порог''.

Ричард Левонтин - американский биолог, генетик и общественный деятель. The New York Review of Books. 1997, January 9

(нью-йоркский журнал со статьями по литературе, культуре, экономике, науке и современности. Выходит раз в две недели. Основан в 1963 году.)

То есть проблема заключается не в несовместимости научной деятельности и религиозных взглядов, а в принципиальном неприятии никаких правд за последними. Существует определенная проблема в социально-культурных аспектах, но напрямую они не касаются вопросов религиозной жизни той или иной личности, решаются, как правило, обсуждением и приведением доводов, например, вопрос допустимости кровосмешения - здесь церковь и наука однозначно говорят, что это недопустимо, хотя в ряде культур это норма. И таких примеров можно привести довольно много. Конфликт между религией и наукой это довольно выдуманное явление, которое, как правило, базируется на неприятии каким-то процентом ученых и философов, по личным причинам, церкви как социальной структуры и попытках подорвать ее авторитет, но никак не на несовместимости знания законов физики и веры в хождение Христа по воде. Как раз таки последнее ''противоречие'' и есть плод незнания ни теологии, ни истории церкви.