Вопрос о влиянии мелкой моторики рук на речь ребёнка обсуждался и обсуждается до сих пор. В известных форумах для активных мам я часто читаю советы наподобие "говорите со своим ребёнком и развивайте мелкую моторику". В выписках я также вижу рекомендацию "развитие мелкой моторики". Но увы и ах, часто такие советы сбивают с толку даже самых бдительных мамочек,которые, не дождавшись речи от своих чад, ведут их за руку к логопеду.
Насколько значимо влияние мелкой моторики на речь ребёнка? Поговорим сегодня об этом.
Почему развитие мелкой моторики так активно пропагандируется? В 70-х гг. прошлого века российский физиолог М.М. Кольцова проводила исследование на предмет связи речи и мелкой моторики детей. Она сделала вывод, что связь как таковая существует. Но! Это было единичное исследование. Больше подобных мероприятий по изучению взаимосвязи "мелкая моторика-речь" не проводилось.
Что в итоге произошло? Идея развития мелкой моторики как способа развития речи активно вошла в обиход. С этой целью народ начал скупать игрушки, появились новые методики, разработались пособия и пр..
"Ну это же хорошо!-скажете Вы.-Уж точно ведь не во вред. Пусть лучше крупы перебирает, чем телевизор смотрит".
Согласна. Но мы должны учесть следующий момент:
Развитие мелкой моторики не имеет прямого влияния на речь. Для появления речи и коррекции речевых нарушений нужен целый комплекс упражнений, и направлены они не только на развитие мелкой моторики. Это мероприятия, основанные на развитии внимания, мышления, моторного планирования, зрительно-моторной координации, ритма, двигательной переключаемости, крупной моторики. А если это ребёнок, который не только не говорит, но и не понимает речь- то ожидать того, что от мозаики он заговорит крайне ошибочно, ибо отсутствие понимания речи это отдельный огромный фронт работы специалистов.
В тех случаях, если ребёнок плохо управляет руками и ногами, не рисует карандашом,не умеет делать куличики из песка, пересыпать, перекладывать лопаткой песок в ведёрко, резать ножницами, играть с мячом, прыгать, лепить, делать башню из кубиков, двигаться под такт музыки, делать пальчиковую гимнастику- вот тогда велика вероятность того, что у него есть или будут проблемы с речью и не только. И тогда нужно развивать не только мелкую, но и крупную моторику!
При этом нужно делать акцент на крупную моторику.
Прыгать, ловить и кидать мяч, стучать мячом об пол, играть в классики (да-да), танцевать, повторять ритм с помощью музыкальных инструментов... Вариантов полно! Главное, чтобы у ребёнка была возможность двигаться и развиваться.
Да, для некоторых современных родителей это может быть утомительно- ведь вместо привычных пазлов и мозаики придётся пойти с ребёнком на детскую площадку или поиграть с ним в футбол. Но это выбор каждого родителя.
А как Вы развивали своих детей? В какие игры они любили (любят) играть? Пишите в комментариях.
С уважением к Вам и к Вашей семье, Миляуша Дворянова, логопед-дефектолог, руководитель сети логопедических центров "Логослов" (г. Казань).