Найти тему

Мелкая моторика и речь. Вся правда от логопеда-практика.

Вопрос о влиянии мелкой моторики рук на речь ребёнка обсуждался и обсуждается до сих пор. В известных форумах для активных мам я часто читаю советы наподобие "говорите со своим ребёнком и развивайте мелкую моторику". В выписках я также вижу рекомендацию "развитие мелкой моторики". Но увы и ах, часто такие советы сбивают с толку даже самых бдительных мамочек,которые, не дождавшись речи от своих чад, ведут их за руку к логопеду.

Насколько значимо влияние мелкой моторики на речь ребёнка? Поговорим сегодня об этом.

Почему развитие мелкой моторики так активно пропагандируется? В 70-х гг. прошлого века российский физиолог М.М. Кольцова проводила исследование на предмет связи речи и мелкой моторики детей. Она сделала вывод, что связь как таковая существует. Но! Это было единичное исследование. Больше подобных мероприятий по изучению взаимосвязи "мелкая моторика-речь" не проводилось.

Что в итоге произошло? Идея развития мелкой моторики как способа развития речи активно вошла в обиход. С этой целью народ начал скупать игрушки, появились новые методики, разработались пособия и пр..

"Ну это же хорошо!-скажете Вы.-Уж точно ведь не во вред. Пусть лучше крупы перебирает, чем телевизор смотрит".

Согласна. Но мы должны учесть следующий момент:

Развитие мелкой моторики не имеет прямого влияния на речь. Для появления речи и коррекции речевых нарушений нужен целый комплекс упражнений, и направлены они не только на развитие мелкой моторики. Это мероприятия, основанные на развитии внимания, мышления, моторного планирования, зрительно-моторной координации, ритма, двигательной переключаемости, крупной моторики. А если это ребёнок, который не только не говорит, но и не понимает речь- то ожидать того, что от мозаики он заговорит крайне ошибочно, ибо отсутствие понимания речи это отдельный огромный фронт работы специалистов.

В тех случаях, если ребёнок плохо управляет руками и ногами, не рисует карандашом,не умеет делать куличики из песка, пересыпать, перекладывать лопаткой песок в ведёрко, резать ножницами, играть с мячом, прыгать, лепить, делать башню из кубиков, двигаться под такт музыки, делать пальчиковую гимнастику- вот тогда велика вероятность того, что у него есть или будут проблемы с речью и не только. И тогда нужно развивать не только мелкую, но и крупную моторику!

При этом нужно делать акцент на крупную моторику.

Занятия по сенсомоторной коррекции, где огромное внимание уделяется развитию крупной моторики. Центр "Логослов", г. Казань.
Занятия по сенсомоторной коррекции, где огромное внимание уделяется развитию крупной моторики. Центр "Логослов", г. Казань.

Прыгать, ловить и кидать мяч, стучать мячом об пол, играть в классики (да-да), танцевать, повторять ритм с помощью музыкальных инструментов... Вариантов полно! Главное, чтобы у ребёнка была возможность двигаться и развиваться.

Да, для некоторых современных родителей это может быть утомительно- ведь вместо привычных пазлов и мозаики придётся пойти с ребёнком на детскую площадку или поиграть с ним в футбол. Но это выбор каждого родителя.

А как Вы развивали своих детей? В какие игры они любили (любят) играть? Пишите в комментариях.

С уважением к Вам и к Вашей семье, Миляуша Дворянова, логопед-дефектолог, руководитель сети логопедических центров "Логослов" (г. Казань).