«Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда. Это и принесёт им счастье».
К. Д. Ушинский.
Здравствуйте, дорогие друзья и гости канала «Загадка Человека»!
Многие родители соприкасаются с вопросом воспитания моральных качеств у ребёнка. Точнее сказать, воспитание проходит по мере появления проблемы, связанной с определёнными ситуациями. В младших классах это общение с родителями и учителями, коллективные групповые игры. В средних – общение со сверстниками. В старших – самоутверждение и определение себя в обществе.
Но во все времена детства и юности идёт развитие не только физическое и интеллектуальное, но и моральное. Или не идёт.
Как же определить на скольео развиты у ребёнка моральные качества?
Для этого я предлагаю вашему вниманию диагностический материал сразу с готовыми данными по уровням. Вам остаётся лишь понаблюдать за драгоценнейшим чадом и подставить его поведение под нужный пунктик.
Приступим.
Доброта.
Высокий уровень. Проявляет любовь и уважение к родным, близким, друзьям. По силе и возможности им помогает. Уважительно относится к учителям, сверстникам. Доброжелательный.
Средний уровень. Проявляет сочувствие в основном к своим родным и друзьям. Помогает и делится вещами в зависимости от настроения. Доброжелательность проявляет в определённых ситуациях. Помогает после подсказки или просьбы взрослых.
Низкий уровень. Равнодушный к потребностям других людей. Грубит. Недоброжелательный. Иногда проявляет асоциальное поведение.
Бережный, чуткий.
Высокий уровень. Выявляет уважение, любезность и дружелюбие к сверстникам, родственникам. Имеет желание устраивать приятные сюрпризы близким, дарить подарки. Испытывает глубокое эмоциональное удовлетворение от того, что он приносит радость другим.
Средний уровень. Вместе с проявлением заботы может поругаться из-за какой-небудь мелочи. Но при этом потом извинится, долго не обижается, не сердится, а спешит помириться. Уважительно отночится к взрослым и сверстникам. Но может равнодушно относиться к чужим людям. Ярко выражены эмоции, в зависимости от ситуации.
Ниже среднего уровня. Часто ссорится, обидчивый, упёртый. Преимущественно равнодушный к близким и друзьям. Помогает только после напоминания или просьбы. Эмоциональные проявления слабые. Ярко выраженный эгоцентризм.
Низкий уровень. Не проявляет внимания к окружающим и не горит желанием это делать. Равнодушен к близким. Ярко проявляется эгоизм.
Чуткость.
Высокий уровень. Ярко выражена эмоциональная чувствительность. Внимателен к чужой радости и беде. Сочувствие и сопереживание переходят в реальную поддержку и помощь. Эмоционально проявляет своё отношение к происходящему.
Средний уровень. Яркие эмоции преимущественно касающиеся родных и близких. К остальным чужим – равнодушное отношение.
Ниже среднего. Эмоциональные переживания к чувствам других приторможенные или быстро проходят в виде сочувствия. Доминируют равнодушие и безразличие, невнимательность.
Низкий уровень. Равнодушен к радости и горю окружающих. Присуща эмоциональная холодность. Эмоциональная чуткость отсутствует. Эгоизм.
Правдивость.
Высокий уровень. Правдивость стала привычкой, осознанной формой поведения. Даже признаётся в своих ошибках и неправоте. Никогда не берёт без разрешения чужие вещи. Выполняет свои обещания. Непримиримо относится к нечестности. Открыто говорит своё мнение.
Средний уровень. В основном правдивый. Осуждает ложь. В большинстве случаев признаётся в своих погрешностях. Искренний и открытый с близкими.
Ниже среднего. Правдивость не есть привычной формой поведения. Она, как правило, зависит от ситуации. Когда ничего не угрожает, можно говорить правду. Допускает разные нарушения, но при этом находит им оправдания. Не считает обязательным исполнять обещания. В содеянном признаётся только после того, как ему предъявили доказательства. Склонность к фантазиям и выдумкам.
Низкий уровень. Преобладает неправдивое и корыстное поведение. Завистливый. Сознательно говорит неправду и не чувствует угрызения совести при этом. Не искренний, никогда не признается в погрешностях, всячески старается их скрыть. Может даже переложить свою вину на другого.
Иллюстрация к теме. взято из открытых источников.
Коллективизм.
Высокий уровень. Личные интересы нераздельны с интересами коллектива. Добровольно берёт на себя поручения и дополнительные обязанности. Добросовестно и вовремя их выполняет, проявляя при этом смекалку и самостоятельность принятия решений. Требовательный к себе и к товарищам. Мобилизирует себя для достижения цеди в интересах коллектива. Осуждает эгоистические поступки. Получает сильное эмоциональное удовлетворение от успехов коллективной деятельности.
Средний уровень. Объединяет удовлетворение личных интересов с коллективными. Эмоциональная составляющая присутствует, но зависит от обстоятельств.
Ниже среднего. Подчиняется интересам коллектива неохотно. Выполняет только те поручения, которые совпадают с его личными интересами. Инициативы и самостоятельности не проявляет.
Низкий уровень. Свои интересы ставит выше интересов коллектива. Преобладает поведение эгоистическое. Уклоняется от поручений и подстрекает к этому других. Не подчиняется требованиям взрослых. Эмоциональный компонент в коллективной деятельности отсутствует.
Трудолюбие.
Высокий уровень. Сознательно и с желанием выполняет трудовые поручения. Уважительно относится к труду других. Трудовые умения и навыки соответствуют возрасту. Стремится делать работу самостоятельно без контроля со стороны. Замечает трудности в работе других и приходит им на помощь. Получает удовольствие от результата своей работы. Аккуратно относится к инструментам и имуществу.
Средний уровень. Трудовые поручения и просьбы выполняет охотно, особенно если они совпадают с личными интересами. Трудовые умения и навыки стойкие, но творчески их использовать не умеет. Работает аккуратно, старательно. Свои инструменты бережёт.
Ниже среднего. Поручения и помощь выполняет неохотно и то после напоминания. Делает работу на «отшибись», лишь бы отстали. Трудовые навыки нестойкие. Может помочь, если просят. К месту работы и инструментам относится крайне неаккуратно.
Низкий уровень. Отказывается выполнять трудовые поручения. Умения и навыки не сформированы, не отвечают возрасту. Низко развиты навыки самообслуживания. О самостоятельности трудовых действий речи не идёт. Отказывается помогать. Эмоциональный компонент есть, но со знаком минус. Крайне небрежно относится к инструменту и имуществу.
П.С. Друзья, материал вроде о детях. Но помните, что если своевременно не воспитать моральные качества с ранних лет, с учётом возрастных особенностей, характера, темперамента, разумеется, то будем иметь то, что будем иметь.
Благодарю вас за внимание!
Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк. Так статью увидят ещё больше читателей.
С вами канал «Загадка Человека».