Найти тему
Про жизнь

Шёлк. Царская монополия на вывоз

Продолжение  статьи "Восток нам ближе и милей" / На илл.: Царь Алексей Михайлович с любимым соколом. Художник Елена Доведова Соколы служили отличным дипломатическим инструментом. Птиц дарили правителям Персии и других стран
Продолжение статьи "Восток нам ближе и милей" / На илл.: Царь Алексей Михайлович с любимым соколом. Художник Елена Доведова Соколы служили отличным дипломатическим инструментом. Птиц дарили правителям Персии и других стран

На Каспии Россия плотно подсела на лучший в мире иранский шёлк. За шелка из Гиляна (южный берег Каспийского моря) давали золото. Но русские вместо серебра могли предложить меха, а также ценный на Востоке прусский янтарь. В итоге Волго-Каспийская торговля Руси продолжалась, даже когда Орда стала сыпаться в XV веке.

Торговля шелкам играла чрезвычайное значение в экономической жизни Европы. В этом товарообороте основными стали две дороги, пересекающие Персию в широтном направлении. Одна дорога, идущая от Каспийского моря к Исфагану и составляющая отрезок великого волжско-каспийского пути. Это старая дорога времён артели «ГАНЗА – РУСЬ – ОРДА», только вместо Новгорода теперь выступает Архангельск. Вторая дорога шла с юга, от портов Персидского залива: Ормуза, Харака, Бушира – внутрь страны. Но хотя эти порты и были незамерзающими, они все вместе пропускали меньше шёлка, чем морозный штормовой Архангельск.

Что до северного пути, он теперь безраздельно эксплуатировался Россией. Вывоз шёлка составлял царскую монополию и чрезвычайно доходную. Раз в три года «царевы гости», т.е. доверенные правительственные купцы составляли на Волге караваны и плыли в Персию. Взамен шёлка они привозили главным образом соболя, медь, европейские полотна и сукно. Вполне понятно, что иностранцы, в особенности англичане, всячески стремились добиться права свободного торга с Персией, через территорию Московского царства. Однако их бесконечные просьбы встречали решительный отпор со стороны московского правительства. «Персов не пускали дальше Астрахани, а европейцам не давали шелка ближе Архангельска», выменивая сукна и серебро. Это было русское наследство от артели с Ордой.

В конце ΧV века наступает поворотный момент в истории Евразии, связанный с утверждением турецкого владычества в восточной части Средиземного моря (Леванте). Завоевав Малую Азию и Константинополь, турки-османы подвергают чрезвычайным стеснениям ту оживленную торговлю, которую европейские купцы вели с Востока. Поиски окружного морского пути на Восток исходили от тех государств, которые имели берег на Атлантическом океане и раньше принимали незначительное участие в левантийской торговле – это Испания и Португалия. Португальский моряк Бартоломеу Диаш в 1488 году огибает южную оконечность Африки, многозначительно прозванную им мысом Доброй Надежды; спустя десять лет капитан Васко да Гама уже достиг западного побережья Индии. Поиски пути в Индию были закончены.

Начиная с ΧVΙI века наблюдается упадок итальянских республик, Турции, Персии. Однако процесс экономической деградации Персии сильно замедлился. Сношения по Волге возобновились после покорения при Иване Грозном Астрахани (1556 г.), что обеспечило за Россией владение естественной речной дорогой к Каспийскому морю – Волгой. Вместе с товарами с Севера приплыли пушки и канониры, спасшие Персию от ударов Турции и Туркестана.

Продолжение здесь Начало здесь

Автор: Шляхторов Алексей

Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин Книга Алексея Шляхторова здесь