Сегодня хочу процитировать книгу К.А.Макарова - "Советское декоративное искусство" (1974 г.), о становлении, советского фарфора и его новой агитационной функции в послереволюционные годы.
Иллюстрации из книги.
"Новый фарфор не был похож на все то, что делалось в предреволюционные годы. К тому времени чистых форм в фарфоре почти не осталось, они обросли затейливым орнаментом, позолотой, в росписях преобладали слащавые сюжеты.
Новый фарфор был краснозвездный, броский по ритму и цвету, опоясанный алыми лентами и эмблемами. Вместо дворцовых пейзажей, на тарелках и блюдах появились фигуры матросов, красногвардейцев, агитаторов и комиссаров. „Кто помнит Петроград тех лет,ю - вспоминает очевидец — выщербленные пустыри мостовых, погруженные во тьму и холод, безлюдные дома, а в окнах иглистые звездочки, следы недавних пуль, - тот помнит и фарфоровую витрину, на Проспекте 25 Октября (Невском проспекте). Там на белых блестящих блюдах горели красные звезды, серп и молот, мерцали неярким фарфоровым золотом скаючные цветы, сплетаясь с вензелем РСФСР. Прохожие останавливались перед витриной и подолгу глядели на фарфор. Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего, за которое билась советская страна в страшных боях с голодом, разрухой, с интервенцией." (Е.Я. Данько. Вводная статья к каталогу художественного фарфора з-да им. Ломоносова. Л., 1938 г.)
Это высказывание ярко характеризует новую функцию художественного фарфора. Он был уникальный, „выставочный“, а выполнял функцию массового агитационного искусства. В этом его принципиальное отличие от старого фарфора. Впервые со времен Великой французской революции (там был фаянс) фарфор стал говорить с массами языком лозунгов и призывов.
„Все, кто сердцем молод“ — гласили на нем агитационные подписи. "Кто не работает, тот не ест!". Названия и лозунги органически входили в декоративные композиции тарелок и блюд и часто составляли саму их суть.
Творчество Чехонина блистало в созвездии талантливых живописцев и скульпторов завода — А.Щекатихиной-Потоцкой, В. Кузнецова, Н. Данько, 3. Кобылецкой, М. Адамовича, Р.Вильде и других художников.
Работы Щекатихиной-Потоцкой отличала смелость декоративных обобщений и изображений, доходящая иногда до гротеска. Она умела строить композиции на резких переходах от одной формы к другой и находить в них свой внутренний ритм и изысканную декоративность. В фарфоре Щекатихиной-Потоцкой сильно чувствовалось влияние народного лубка. Особенно в сценах народных гуляний („Матрос и девушка“, „Красный звонарь“‘, сзывающий народ на съезд), по духу перекликавшихся с кустодиевскими картинами первых революционных праздников на Неве.
Скульпторы Кузнецов и Данько создали целую серию фигур, отражавших новую действительность революционных лет.
Это были - матросы, красногвардейцы, партизаны, работницы-агитаторы в алых косынках. Фигуры выполнялись с полным пониманием специфических задач декоративного обобщения.
Поэтому они представляют для нас двойной интерес и своей документальностью и чистотой выражения особенностей своего жанра.
Произведения художников, работавших по фарфору создавались в атмосфере большого творческого подъема. Они несли в себе живописную и пластическую культуру своего времени. В то же время в многообразных формах агитмассового искусства зарождались новые идеи эстетической организации предметно-пространственной среды, складывались черты новой образной системы декоративного и монументального мышления."
Всероссийская художественно-промышленная выставке в Москве, в 1923 году.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор .