Найти тему

Фарфор нового времени. Из книги "Декоративное искусство".1974г.

304 прочитали

Сегодня хочу процитировать книгу К.А.Макарова - "Советское декоративное искусство" (1974 г.), о становлении, советского фарфора и его новой агитационной функции в послереволюционные годы.

Иллюстрации из книги.

К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

"Новый фарфор не был похож на все то, что делалось в предреволюционные годы. К тому времени чистых форм в фарфоре почти не осталось, они обросли затейливым орнаментом, позолотой, в росписях преобладали слащавые сюжеты.

А.В. Воробьевский. Блюдо "Звезда". 1927. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
А.В. Воробьевский. Блюдо "Звезда". 1927. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Новый фарфор был краснозвездный, броский по ритму и цвету, опоясанный алыми лентами и эмблемами. Вместо дворцовых пейзажей, на тарелках и блюдах появились фигуры матросов, красногвардейцев, агитаторов и комиссаров. „Кто помнит Петроград тех лет,ю - вспоминает очевидец — выщербленные пустыри мостовых, погруженные во тьму и холод, безлюдные дома, а в окнах иглистые звездочки, следы недавних пуль, - тот помнит и фарфоровую витрину, на Проспекте 25 Октября (Невском проспекте). Там на белых блестящих блюдах горели красные звезды, серп и молот, мерцали неярким фарфоровым золотом скаючные цветы, сплетаясь с вензелем РСФСР. Прохожие останавливались перед витриной и подолгу глядели на фарфор. Этот фарфор был вестью из прекрасного будущего, за которое билась советская страна в страшных боях с голодом, разрухой, с интервенцией." (Е.Я. Данько. Вводная статья к каталогу художественного фарфора з-да им. Ломоносова. Л., 1938 г.)

Н.Я. Данько. Трусиха. 1924. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
Н.Я. Данько. Трусиха. 1924. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Н.И. Альтман. Тарелка "Земля трудящимся". 1919. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
Н.И. Альтман. Тарелка "Земля трудящимся". 1919. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Это высказывание ярко характеризует новую функцию художественного фарфора. Он был уникальный, „выставочный“, а выполнял функцию массового агитационного искусства. В этом его принципиальное отличие от старого фарфора. Впервые со времен Великой французской революции (там был фаянс) фарфор стал говорить с массами языком лозунгов и призывов.

С.В. Чехонин. Блюдо "Красный Балтийский флот". 1923. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
С.В. Чехонин. Блюдо "Красный Балтийский флот". 1923. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
С.В. Чехонин. Блюдо "Красная лента". 1919. Фарфор.К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
С.В. Чехонин. Блюдо "Красная лента". 1919. Фарфор.К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

„Все, кто сердцем молод“ — гласили на нем агитационные подписи. "Кто не работает, тот не ест!". Названия и лозунги органически входили в декоративные композиции тарелок и блюд и часто составляли саму их суть.

О.К. Татевосьян. Чашка с блюдцем из сервиза, выпущенного к lll Конгрессу Комминтерна. 1921. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
О.К. Татевосьян. Чашка с блюдцем из сервиза, выпущенного к lll Конгрессу Комминтерна. 1921. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Творчество Чехонина блистало в созвездии талантливых живописцев и скульпторов завода — А.Щекатихиной-Потоцкой, В. Кузнецова, Н. Данько, 3. Кобылецкой, М. Адамовича, Р.Вильде и других художников.

В.В. Кузнецов. Красногвардеец. 1918. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
В.В. Кузнецов. Красногвардеец. 1918. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Работы Щекатихиной-Потоцкой отличала смелость декоративных обобщений и изображений, доходящая иногда до гротеска. Она умела строить композиции на резких переходах от одной формы к другой и находить в них свой внутренний ритм и изысканную декоративность. В фарфоре Щекатихиной-Потоцкой сильно чувствовалось влияние народного лубка. Особенно в сценах народных гуляний („Матрос и девушка“, „Красный звонарь“‘, сзывающий народ на съезд), по духу перекликавшихся с кустодиевскими картинами первых революционных праздников на Неве.

А.В. Щекатихина-Потоцкая. Блюдо "Праздник 1 мая 1921 года в Петрограде". 1921г. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
А.В. Щекатихина-Потоцкая. Блюдо "Праздник 1 мая 1921 года в Петрограде". 1921г. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Б.М. Кустодиев. Плясунья. 1924. Фарфор. К.А.Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
Б.М. Кустодиев. Плясунья. 1924. Фарфор. К.А.Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Скульпторы Кузнецов и Данько создали целую серию фигур, отражавших новую действительность революционных лет.

Б.И. Яковлев. Красный конник. 1924. Фарфор. К.А.Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
Б.И. Яковлев. Красный конник. 1924. Фарфор. К.А.Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
П.В. Кузнецов.Сервиз "Фрукты". 1919. Фарфор. К.А.Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
П.В. Кузнецов.Сервиз "Фрукты". 1919. Фарфор. К.А.Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Это были - матросы, красногвардейцы, партизаны, работницы-агитаторы в алых косынках. Фигуры выполнялись с полным пониманием специфических задач декоративного обобщения.

А.Т. Матвеев. Надевающая туфлю. 1923. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
А.Т. Матвеев. Надевающая туфлю. 1923. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
В.В. Кузнецов. Дровосек из серии "Месяцы года". 1919. Фарфор.К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
В.В. Кузнецов. Дровосек из серии "Месяцы года". 1919. Фарфор.К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Поэтому они представляют для нас двойной интерес и своей документальностью и чистотой выражения особенностей своего жанра.

В.В. Кандинский. Чашка с блюдцем. 1923. Фарфор  К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
В.В. Кандинский. Чашка с блюдцем. 1923. Фарфор К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Произведения художников, работавших по фарфору создавались в атмосфере большого творческого подъема. Они несли в себе живописную и пластическую культуру своего времени. В то же время в многообразных формах агитмассового искусства зарождались новые идеи эстетической организации предметно-пространственной среды, складывались черты новой образной системы декоративного и монументального мышления."

В.Г. Дорофеев. Сервиз "Восьмигранный". 1928. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
В.Г. Дорофеев. Сервиз "Восьмигранный". 1928. Фарфор. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
Р.Ф. Вильде. Кружка юбилейная "Х лет СССР". 1927г.К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
Р.Ф. Вильде. Кружка юбилейная "Х лет СССР". 1927г.К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
Л.С. Попова. Эскиз чашки и блюдца. Нач. 1920-х гг. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.
Л.С. Попова. Эскиз чашки и блюдца. Нач. 1920-х гг. К.А. Макаров. "Советское декоративное искусство". 1974 г. Фото Н.Ломоносовой.

Всероссийская художественно-промышленная выставке в Москве, в 1923 году.

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор .