Найти в Дзене
Гранд Сервис Экспресс

Щуровский мост и его история

Все наши поезда, следующие в Крым с Казанского вокзала Москвы, проезжают по Щуровскому мосту через Оку, который находится в подмосковном городе Коломна. 

Щуровский мост (назван по имени села Щурово) был открыт в 1865 году в присутствии членов императорской семьи. На тот момент это был самый длинный мост в России – более полукилометра. Поскольку опыта строительства подобных мостов не было, многие предлагали пустить железную дорогу в обход, но тогдашний главноуправляющий путями сообщения Павел Мельников принял решение о строительстве напрямую. 

Работа по строительству моста была настолько сложной, что в ведомстве был даже создан специальный инженерный комитет по сооружению переправы, его возглавил инженер-капитан Аманд Егорович Струве, который к тому времени уже построил в той же Коломне мост через Москву-реку. Струве решил, что гораздо выгоднее будет не ввозить металлические строительные материалы из-за границы, как поступали раньше, а изготавливать их на месте. 

-2

Так был основан Коломенский завод. Первые годы он работал как небольшой чугунолитейных цех, однако спустя некоторое время, когда все окрестные мосты были отстроены, Струве распорядился наладить здесь производство вагонов. Сегодня Коломенский завод производит локомотивы, в том числе те, с которыми следуют наши составы – электровозы ЭП2К и тепловозы ТЭП70БС.

Скоростной режим предусматривал понижение скорости во время проезда по мосту вдвое. Согласно одному из проектов предполагалось останавливать поезд перед мостом, где он должен был менять локомотив, а вагоны – принять дополнительных пассажиров и грузы. Впоследствии эта мера была сочтена нецелесообразной, однако скоростной режим на подъезде к мосту жестко регулировался.

-3

Первый мост прослужил без капремонта без малого 100 лет. Строительство нового моста потребовалось из-за исчерпанных пропускных возможностей. Новый мост возвели в 10 метрах от старого. Но и сейчас пассажиры могут увидеть в окно с правой стороны по ходу движения поезда исторические мостовые опоры. Конструктивные решения российских инженеров, примененные при строительстве этого моста, были реализованы много лет спустя, когда в 400 метрах выше по течению, был сооружен одноименный автомобильный мост. Его можно увидеть справа по ходу движения поезда при поездках из Москвы.

А если посмотреть на левую сторону, то за полминуты до въезда на мост можно увидеть Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь, основанный в XIV веке. Обычно пассажиров больше всего удивляют многочисленные башни, построенные в псевдоготическом стиле по периметру крепостной стены монастыря. Кстати, почти сразу за монастырем находится устье Москвы-реки – место, где она впадает в Оку.