Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Картины, по которым мы все писали школьные сочинения

Оглавление

Помните, как в школе заставляли придумывать тексты по мотивам какой-нибудь классической картины? Интересно, какие репродукции художников особенно глубоко врезались в вашу память. Давайте-ка их сейчас вспомним.

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин

Читатели, родившиеся в СССР немедленно вспомнят ковры, гобелены, репродукции этой картины, которые висели практические в каждом доме. Ну и, конечно, конфеты фабрики «Красный Октябрь» — вкус, который забыть невозможно.

Самая культовая школьная классика
Самая культовая школьная классика

Художник изобразил лес невероятно реалистично. Здесь и поваленное вековое дерево, и пробирающиеся сквозь ветви лучи солнца, и глубокие овраги, и чаща, и озорные медвежата с мамой-медведицей.

Однако мало кто знает, что мишки в работе «Утро в сосновом лесу» созданы совсем другим художником. Иван Шишкин сделал лишь наброски медведей, а «оживил» их друг и помощник Шишкина Константин Савицкий. Животные так хорошо вписались в картину, что она изначально даже носила название «Медвежье семейство в лесу».

Подписи на полотне поставили оба художника, но вот покупателю работы — Павлу Третьякову — это не понравилось. Третьяков потребовал стереть подпись Савицкого, поскольку картину приобрел именно у Шишкина. Но надпись стерлась не очень хорошо. Особенно внимательные любители искусства смогут в размытом коричневом пятне разглядеть подпись Савицкого.

«Грачи прилетели», Алексей Саврасов

Согласитесь, ранняя весна – не самое живописное время года в Росии. Кругом грязный снег, голые деревья, тёмная талая вода… Да и неказистая обшарпанная колокольня и покосившиеся дома не придают сюжету привлекательности. Однако почему-то работа Саврасова прославилась на весь мир.

Вторая по счету культовая для советских школьников картина
Вторая по счету культовая для советских школьников картина

С этой картины началось новое направление в российской живописи — лирический пейзаж. Художник Иван Крамской, глядя на полотно, сказал, что во всех пейзажах — вода, деревья, даже воздух, и только в «Грачах» есть душа. Простота сюжета делает произведение особенно русским, близким и родным. Поэтому каждый, кому довелось увидеть эту работу, поневоле останавливается и задерживает взгляд, пораженный ее простой красотой и очарованием.

«Девочка с персиками», Валентин Серов

Кое-кто уже знает, что прототипом героини стала 11-летняя Вера Мамонтова — дочь известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Однако мало кому известно, что девушку и её семью ждала довольно трагическая судьба.

-3

В 1903 году Вера вышла замуж за Александра Самарина, который был предводителем московских дворян. Из-за его дворянского происхождения родители жениха долго не давали согласие на этот союз. Вера родила троих детей, но в 32 года её жизнь внезапно оборвалась. Молодая женщина за несколько дней сгорела от сильнейшего воспаления лёгких.

Вера Мамонтова вдохновляла не только Серова, но и других художников. Она позировала Васнецову для картины «Девушка с кленовой веткой» , а также Врубелю — для рисунка «Тамара в гробу». Кроме того, черты Веры можно разглядеть в знаменитой «Алёнушке» Васнецова.

«Дети, бегущие от грозы», Константин Маковский

-4

На этой картине представлен эпизод обычной деревенской жизни. Брат с сестрой отправились по грибы, но, заметив приближающуюся грозу, поспешили домой.

Прототипом главной героини картины послужила реальная девочка. Художник познакомился с ней в Тверской губернии, когда путешествовал по российским глубинкам. Крестьянская девчушка сама подошла к художнику с вопросами. Тут-то он и предложил нарисовать ее.

На встречу, назначенную на следующий день, девочка так и не пришла. Зато прибежал её братик и рассказал историю похода за грибами. Перебегая мостик, его сестрёнка поскользнулась и упала в болото. Сам мальчик быстро выбежал на сушу, а она долго выбиралась, после чего заболела и не явилась позировать. Эту историю и решил изобразить Маковский на своей картине.

«Богатыри», Виктор Васнецов

-5

Картина знакома абсолютно всем советским детям по десяткам репродукций и гобеленов. На ней три знаменитых русских воина стоят в чистом поле и смотрят по сторонам — нет ли врагов поблизости. От полотна веет сказочностью, грандиозностью и нерушимым спокойствием. Сам художник так описывал сюжет произведения:

«Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»


Герои Васнецова как будто сошли со страниц сказки, хотя их прототипы были реальными историческими личностями. Только вот в картине есть одна историческая неточность.

Дело в том, что эти герои жили в разное время. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в X веке, Илья — в XII-м веке, а Алеша Попович — в XIII-м веке. Когда легенды веками передаются из поколения в поколение, они обрастают новыми подробностями, а временные рамки постепенно сдвигаются.

«Опять двойка», Федор Решетников

-6

Принято считать, что картина носит социально-обличительный характер. В школе детям она преподносилась так, будто мальчик с портфелем — раскаивающийся отрицательный персонаж. Однако стоит учитывать, что картина написана в 1952 году. То есть всего восемь лет назад, в 1944 году, были введены школьные оценки по пятибалльной системе.

Двоечников тогда всеми способами высмеивали и ограничивали школьными благами. Их не принимали в пионеры, не брали в походы и в кружки. И, естественно, на них непрерывно жаловались родителям.

Мифы и стереотипы в искусстве

Считается, что главный герой картины — нерадивый школьник. Но давайте обратим внимание на лицо матери. Её лицо не злое, а грустное, она не хочет срываться на сына из-за отметок, но понимает, что ей придётся отчитываться и оправдываться за сына перед учителями, соседями, родственниками...

-7

Вот что известный педагог и детский психолог Шалва Амонашвили писал об этой работе:

«Картина ведь не для детей написана. Она написана для взрослых. Чтобы они увидели, что так ребёнка принимать нельзя! А надо принимать так, как собака его принимает. Для неё всё равно, с чем он пришёл. С двойкой пришёл — друг, с пятёркой пришел — друг.

Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте царский лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.