Найти тему
Военобзор

США потратят 9 миллиардов долларов на разработку палубного истребителя 6-го поколения

Авианосец ВМС США Ronald Reagan. Фото: South Korean Defense Ministry / Getty Images
Авианосец ВМС США Ronald Reagan. Фото: South Korean Defense Ministry / Getty Images

Соединённые Штаты обладают самым мощным авианосным флотом в мире. Оно и понятно, так как Америка, отделённая от остального мира двумя океанами, традиционно привыкла "проецировать силу" в отдалённых от неё регионах Земли при помощи авианосцев. А если перевести с дипломатического языка на общедоступный, то вся захватническая политика Штатов стала бы невозможной, если бы у них не было авианесущих кораблей.

В настоящий момент в составе ВМС США находятся 11 атомных авианосцев. Этим монструозные корабли могут нести на своих полётных палубах и внутри ангаров до 90 летательных аппаратов разных типов, преимущественно многофункциональных истребителей.

F/A-18E Super Hornet взлетает с палубы атомного авианосца USS Carl Vinson (CVN 70), 12 октября 2021 г. Фото: commons.wikimedia.org
F/A-18E Super Hornet взлетает с палубы атомного авианосца USS Carl Vinson (CVN 70), 12 октября 2021 г. Фото: commons.wikimedia.org

В настоящий момент основным таким истребителем авиации ВМС США является F/A-18 Super Hornet ("Супер шершень"), разработанный компанией Boeing. Самолёт был принят на вооружение в 2000 году и является глубоко переработанным логическим продолжением хорошо зарекомендовавшего себя F/A-18 Hornet.

Обновленный "Супер шершень" получился действительно удачно машиной. Отличный самолёт. Он и истребитель, он и штурмовик с бомбардировщиком "в одном флаконе", он самолёт радиоэлектронной борьбы (EA-18 Growler). Согласно данным справочника World Air Forces, на начало 2023 года в распоряжении морских авиаторов США имелось 416 таких самолётов в двух модификациях.

Самолёт РЭБ EA-18 Growler стартует с палубы авианосца. Фото: commons.wikimedia.org
Самолёт РЭБ EA-18 Growler стартует с палубы авианосца. Фото: commons.wikimedia.org

Кроме них ВМС США располагают ещё некоторым количеством истребителей F-35С пятого поколения. Но по целому ряду объективных и не очень причин новые "невидимки" не могут полноценно заменить "Супер шершней". У США наблюдаются определённые проблемы с пятым поколением.

Проблемы с уже имеющимся поколением самолётов есть, их уже никто не отрицает даже в США. Но кого это останавливало? Тем более когда "под рукой" страны станок для печатания денег, а оборонный бюджет Америки только растёт из года в год.

F/A-18E совершает посадку на авианосец USS Theodore Roosevelt (CVN-71). Фото: commons.wikimedia.org
F/A-18E совершает посадку на авианосец USS Theodore Roosevelt (CVN-71). Фото: commons.wikimedia.org

Стало известно, что США потратят 9 миллиардов долларов на разработку палубного истребителя 6-го поколения. Для замены уже имеющихся в строю F/A-18 Super Hornet. Об этом сообщило профильное издание Flug Revue. Согласно данным издания, перспективный самолёт может появиться уже в 2030-х годах.

Цель таких "манёвров" достаточно прозрачна. США намерены сохранить своё господство в воздухе. А без палубных самолётов это просто технически не возможно.

Изображение: Boeing
Изображение: Boeing

В США уже достаточно давно запущена программа NGAD (Next-Generation Air Dominance). Расшифровка является достаточно красноречивой. Ключевое в ней – доминирование в воздухе. Под этой модной нынче аббревиатурой скрывается разработка истребителя 6-го поколения, которую ведут компании Boeing и Lockheed Martin. В то время как будущий самолёт ВВС США должен пойти "по стопам" F-22 Raptor, его морской аналог должен заменить Boeing F/A- 18E/F Super Hornet и EA-18. Как говорят немецкие эксперты, "смена караула" в ВМС может пройти уже в следующем десятилетии.

У руководства американского флота есть весьма чёткие планы на этот счёт. В 2024 финансовом году на разработку палубного истребителя 6-го поколения командования ВМС США планирует потратить 1,53 миллиарда долларов. В последующие годы затраты будут только увеличиваться. В 2025 году – 2,2 миллиарда, в 2026 году – 2,63 миллиарда, в 2027 году – 2,68 миллиарда и 2,73 миллиарда в 2028 году. Всего 9 миллиардов.

-6

Конечно, на первый взгляд кажется, что озвученные планируемые затраты являются "копеечными", ведь на разработку того же F-22 были потрачены десятки миллиардов долларов. Но в то же время это является свидетельством того, что программа палубного истребителя 6-го поколения перешла в новую стадию.

Что касается требований ВМС к новому самолёту, то они были определены ещё в 2012 году. Это должен быть палубный истребитель с возможностью суперкрейсерского полёта, предназначенный для ведения боевых действий в воздухе, осуществлений ударных миссий, разведки и радиоэлектронной борьбы.

Что получится у заклятых недругов, пока непонятно. В последнее время их преследуют неудачи в разработке новых вооружений (гиперзвук). В то же время необходимо понимать, что американцы по-прежнему достаточно сильны в авиастроении.