Найти в Дзене
Чувства Штиля

Мой путь к басу мечты

Оглавление
Путь в светлое басовое будущее. Фотоколлаж из личного архива.
Путь в светлое басовое будущее. Фотоколлаж из личного архива.

Начало

Наверное все началось классе в седьмом, когда отец купил мне бобровскую акустику. Сейчас думаю, если бы он в гитарах что-то понимал, пожалел бы мои руки. Но музыкальный не магазин даже, а отдел, в городе был тогда единственный и только с "бобрами". Пару лет гитара пролежала без дела. Я иногда брал ее в руки, но не знал, как подступиться.

Однажды на семейном совете решили, что мне стоит позаниматься с преподавателем. Для музыкальной школы я был уже староват, да и не рвался туда никогда, так что один на один с преподом было самое то. Хватило меня на год. За год препод по классической гитаре успел поставить мне руки и какое-никакое пальцевое звукоизвлечение. Я даже пытался учиться играть с листа, но как-то не пошло, а классические гитарные пьесы ни капли не интересовали. Аккорды, бой и перебор осваивал потом уже сам, но все было не то. Хотелось чего-то другого.

На первом курсе абсолютно немузыкального вуза понял, что хочу играть именно на бас-гитаре. Откуда взялось это "странное" желание, припоминаю очень смутно. Вроде того, по звуку электрогитару с басом где-то на слух попутал, показалось круто и захотел так же. В общем по ошибке. Ну не понимал тогда толком, что такое бас-гитара, как это и зачем именно мне. Особенно в условиях, когда нравились ансамбли, где на переднем плане вокалисты и гитаристы, и они же, типа, самые крутые. Но вот хотел.

"Фендер"

Мой первый бас. Фото из личного архива.
Мой первый бас. Фото из личного архива.

В том же году одногруппник узнал где-то про бас за 500 рэ и обещал помочь поглядеть. Тогда он единственный из нас двоих общался с музыкантами и держал в руках бас-гитару. Помню я был в дикой ажитации и не мог заснуть в ночь перед днем икс. И каково же было разочарование, когда мы пришли в квартиру к какому-то алкашу, и он вынес нам эти "превосходные дрова". "Инструмент" даже внешне не выглядел играбельным: потенциометров не хватало, а вход пришлось бы перепаивать. Короче говоря, к счастью, ушли ни с чем.

Photo from yaplakal.com. Тот был похожий, но страшный, разбитый и зеленый.
Photo from yaplakal.com. Тот был похожий, но страшный, разбитый и зеленый.

Но желание играть именно на басу было громадное. Одногруппник свел меня со знакомым басистом в надежде хотя бы на моральную помощь. Тот посоветовал снять у гитары две первых струны и практиковаться, а параллельно копить на вменяемый недорогой инструмент. Но кто б его слушал. Играть-то хотелось именно на басу. А на гитаре вообще не те ощущения. Поэтому, когда узнал, что сосед одноклассника продает олдовый, как у того алкаша, непонятный, бас с лого "Fender", но уже чуть дороже, я, конечно, тут же побежал брать.

К чести соседа одноклассника надо сказать, что он дал бас на несколько дней пощупать с возможностью вернуть, если не понравится, или заплатить деньги и обладать. У меня в то время все, кто в басах разбирался, оказались заняты. Сам же я так был очарован появлением настоящего баса, что и определиться не мог, и отказаться тоже. Все колки проворачивались с трудом, кроме четвертого, из-за которого "ми" все время "плавала". Но меня это не останавливало. Я пытался привыкнуть играть на трех других и был на седьмом небе.

В итоге, ближе к концу условленного срока сосед одноклассника явился ко мне сам. Я отдал деньги и стал несчастным обладателем "превосходных дров", покрытых толстенным слоем лака, который был сколот на корпусе в нескольких местах. Бас был, кстати, ко всему еще и адски тяжелый. Причем за счет грифа. Поэтому его постоянно приходилось за этот гриф придерживать, чтобы не грохнулся в положении сидя. Да и стоя с ремнем тоже. Не понимал, что с ним буду делать в итоге, но разучил на трех рабочих струнах натуральные лады. С ними тоже плохо понимал, что делать, но чувствовал, понадобятся.

Корпус "Фендера" до вмешательства мастера: электроника гнилая, струны в бридже держит деревяшка. Фото из личного архива.
Корпус "Фендера" до вмешательства мастера: электроника гнилая, струны в бридже держит деревяшка. Фото из личного архива.

Примерно тогда же познакомился с хорошим гитарным мастером. Он сжалился над нами с "Фендером": поменял звукосниматели, потенциометры, накладку корпуса, нулевой порожек, доработал бридж. Мама, тоже наверное из жалости, сшила для баса чехол болотного цвета с карманом на пуговице и молнией снизу. Т. е. доставать инструмент оттуда приходилось аккуратно, чтобы не расстроить, поскольку ни тюнера, ни мало-мальски развитого слуха у меня тогда еще не было. Уже через год на "Фендере" я репетировал с музыкантами моего уровня. Это были два как бы коллектива, каждый из которых по разным причинам развалился через некоторое количество репетиций.

Эш

Прям жаба жабой! В смысле JB. Фото из личного архива.
Прям жаба жабой! В смысле JB. Фото из личного архива.

Пробыл у меня "Фендер" пару лет. За это время все больше понимал его косяки, и они мне все больше мешали. Однажды звезды сошлись и в моей жизни появился китайский Ashtone. Присмотрел его в одной из местных музлавок за очень бюджетную цену. Большую роль сыграло сходство с фендеровским Jazz Bass и удобный кленовый гриф с палисандрообразной накладкой. Дерево корпуса до сих пор остается под сомнением. Он был легче и по уму сбалансирован. В комплекте к нему взял чехол и тюнер, чтобы сразу избавиться от проблем с переноской и настройкой. Тогда же у знакомого басиста купил отличный десятиваттный комбик, который отстраивал методом проб и ошибок. Было непонятно, но волшебно. Наконец-то в хозяйстве появился пусть бюджетный, но самый настоящий Jazz Bass с усилением, на котором хотелось играть и учиться.

Уровень моей игры стал все дальше уходить от нуля вправо по шкале икс. Икс, потому что неизвестно, куда бы все это дальше зашло, если бы не познакомился в вузе с барабанщиком. Как играть с барабанами я вообще не понимал, но постепенно интуитивно въезжал. Партиями мои тогдашние линии было назвать сложно, но я старался, добивался с барабанщиком какого-никакого грува и делал заполнения после квадратов.

Выяснилось, что пальцы обеих моих рук слабоваты и не выдерживали долгих репетиций. Поэтому с самого начала я стал использовать плектр, который постоянно выскальзывал из неумеренно потеющих пальцев. Даже у мастера не получалось настроить анкер так, чтобы струны были поближе к грифу, а играть стало попроще. Несмотря на это я осознал довольно быстро, что пальцевые техники интереснее и больше разовьют меня. Где-то через год активных репетиций и редких выступлений стал играть все свои партии без плектра. Тогда же где-то прочитал, что, чтобы научиться новой технике, надо ее постоянно практиковать. А я тогда начал осваивать слэп и поэтому пихал его где надо и не надо. Получалось криво, часто сумбурно, зато линии стали, как мне тогда казалось, сильно круче.

Филя

Люблю Филю, чего скрывать. Фото из личного архива.
Люблю Филю, чего скрывать. Фото из личного архива.

Как уже говорил, Эш, несмотря на свою прелесть, тяжело поддавался тонкой настройке даже у мастера, с которым из-за этого пришлось плотно задружить. Или я хотел слишком много от бюджетного инструмента. Или выжал из него все, что мог. К тому же хотелось много пилить за двенадцатым ладом, а двадцатиладовый гриф JB не давал для этого простора. И вот как-то раз мастер позвал меня в гости, чтобы показать нечто интересное. Это был Phil. Но корейский. Со сквозным грифом и палисандровой накладкой. Из ольхи. О двадцати четырех ладах. С двумя хамбакерами. Разыгранный... Когда впервые увидел его длиннющий, как тогда казалось, гриф обалдел просто... Чудо, а не инструмент! Мы с мастером неоднократно обсуждали мои инструментальные хотелки, и тут все прямо вот оно... Оказалось, одного из его предыдущих хозяев я даже знал лично. В общем, надо было опять потрясти накопления и брать.

Фил дал мне очень много. С ним я освоил море теории, новые техники, стал развивать гармонический слух и отстраивать мензуру. К нему уже докупил компрессор и перегруз. Успел отыграть на нем несколько концертов перед уходом из группы.

Играю на Филе до сих пор и в общем упрекнуть его не в чем. Но со временем понимаю: сконструировал бы бас иначе. Может быть сделал бы отсечки на хамбакеры. Может убрал бы ручки тона. Может добавил бы одну-две струны и убрал голову грифа. По материалам тоже есть над чем подумать.

В нулевых магазинных и бэушных басах все время что-то не устраивает. Со временем я стал придирчив и все чаще прихожу к мысли, что нужен кастомный инструмент. Есть идеи, планы, мечты, но в единую картину они пока не сложились. Просто время Того Самого Баса еще не пришло. Бас моей мечты где-то там впереди.