В течение последнего десятилетия статьи по вопросу о форме казачьей одежды не сходят со столбцов военных газет и журналов. Очевидно, ни прежняя одежда, состоявшая из коротких однобортных чекменей с крючками, застёгивавшимися в переплёт, ни введённые в начале девяностых годов и носимые теперь длиннополые чекмени с закруглёнными бортами не удовлетворяют потребностям казака. А потребности казака известны: во-первых, дайте ему возможность удобно и красиво сидеть на коне, а затем не забудьте, что у казака особенно сильно развит вкус ко всему изящному. Недаром у иных урядников в полках кони щеголяют в таком наборе, что и офицеру то завидно; недаром казак при малейшей к тому возможности обзаводится различными принадлежностями туалета. А в праздник пойдёт он на базар либо на гулянье какое, так уж непременно чуб выпустит из-под папахи на удивление ″регулярным″, остриженным под гребёнку.
Дайте же казаку кроме всяких удобств да полезностей возможность и щегольнуть. - ″Отличите воина по происхождению и по призванию хоть галуном каким″, - сказал в одной из своих статей И. Н. Краснов, и нельзя не согласиться с ним.
Одним словом, одежда казака должна быть удобна для верховой езды и красива по внешности. Никакие изменения в существующем чекмене, как-то введённый недавно разрез сзади и перемена в застёгивании не поправят дела. Нужна полная замена этого неудобного и некрасивого чекменя каким-либо другим, совершенно нового покроя. Можно даже, если угодно, создать образец на исторической почве. И материал на то есть готовый. В прошлом 1901 году появился целый ряд статей о казачьей одежде. Из них, бесспорно, выделялись принадлежащие перу нашего талантливого соотечественника И. Н. Краснова. Он смотрел ″в корень вещей″; он, можно сказать, дал несколько историко-бытовых очерков о казачьей одежде; в эти очерки вошли отрывки из преданий и казачьих песен.
Не известно, воспользовалась ли указаниями господина Краснова бывшая на Дону в то время комиссия. Говорили, что комиссия выработала новый образец одежды. Если верно то, что этот образец представляет не что иное, как нынешний же чекмень только с укороченными фалдами и перевёрнутым слева направо бортом, то можно лишь порадоваться, что этот образец не введён в употребление.
Затем уже в конце 1901 года в ″Русском инвалиде″ снова начали появляться статьи о казачьей одежде; но эти статьи не имели под собой никакой исторической почвы и формы, предлагаемые господами Чеботарёвым и Бородиным, являются сочинёнными.
Впрочем, и в них есть кое-что, заслуживающее серьёзного внимания. Оба автора, например, настаивают на необходимости введения шпор. Убеждённый в правоте их суждений я пересмотрел военные газеты и журналы за последнее десятилетие и не нашёл ни одной статьи о казачьей одежде, в которой по этому поводу говорилось бы противное. Мнения авторов всех статей сводятся к тому, что шпоры казаку так же, как и всякому кавалеристу. Почему же до сих пор не уважено справедливое желание казачества? Известно неосновательное возражение, что при высокой посадке казак якобы будет постоянно щекотать шпорами бока лошади; или что казачьи лошади не привычны к действию шпор. Но офицеры гвардейских казачьих частей снабжены же шпорами и не жалуются на них; но носили же шпоры, и не одно десятилетие, все казаки в начале XIX века, а управлялись с лошадьми, во всяком случае, не хуже своих потомков производящих невозможный беспорядок в строю в случае употребления плети, этого пережитка диких времён.
Возражение о расходах на шпоры ничего не стоит; всякому известно, что шпорам грош цена, да и казак снаряжается на свой счёт; следовательно, введение шпор у казаков для казны безразлично.
Затем следует заметить, что форма, предлагаемая В. С. Чеботарёвым, достаточно красива. Только зачем же вводить какой-то замысловатый головной убор; уж лучше, если нельзя совсем отменить папаху, оставив одну только фуражку, ввести мохнатую папаху уральского образца и разрешить её всех цветов (пожалуй, кроме белого, сделав её принадлежностью генералов), во-первых, такая папаха стоит гораздо дешевле (офицерская – 2 рубля 50 копеек, по словам одного офицера сводной казачьей дивизии, где начальником было разрешено ношение таких папах); во-вторых, казак может её иметь почти даром, так как чуть ли не в каждом казачьем дворе найдётся коричневый или серый баран. Нынешняя же папаха из мелкого каракуля стоит от 10 до 15 рублей и дороже (казачья от 8 до 12 рублей); в третьих, вид уральской папахи внушительнее, а, пожалуй, и своеобразно красивее.
Шаровары, единственная красивая вещь казачьего обмундирования, хороши; только надо бы носить их без напуска на сапоги, а лампас расширить пошире, вершка в два, чтобы действительно было красиво, или же в противном случае совсем уничтожить; узенькая же красная полоска, подобная той, какой ради экономии украшены шаровары донских кадет, представляется непонятным и ненужным придатком.
Вот ещё офицерскую перевязь с лядункой, эту совершенно бесполезную вещь, так сильно бьющую по карману (стоимость её 5-10 рублей), давно следовало бы уничтожить. Лучше пусть эти деньги пойдут на расходы по шитью мундира, который у офицеров должен быть особенно изящен.
В пальто и шинели необходимы некоторые изменения. Каждый знает, что воротник и обшлага изнашиваются гораздо скорее, чем всё пальто; приходится или заказывать новое, или ходить с изорванными рукавами и засаленным воротником. А избежать и того и другого нет ничего легче; стоит только ввести обшлага и воротник другого цвета, например, чёрного или тёмно-синего мундирного сукна (у офицеров хоть бархата), оторачивать их красным или иного цвета кантом; можно ввести такой же и клапан. Конечно, предлагаемая перемена не новость: так одеты болгарские офицеры; но почему же нам не позаимствоваться хорошим у братушек; тем более, что форму-то для них изобретали русские офицеры. Во всяком случае, когда станет решаться участь казачества, во что ему одеться, пусть не будут забыты следующие основные правила:
- одежда казака, как конника, должна быть удобна для верховой езды, то есть не быть длиннополой,
- одежда не должна быть дорогой,
- следует исключить требование особенно строго однообразия, этой немецкой рутины,
- одежда непременно должна быть красива.
Войска всех великих полководцев были одеты красиво, сказал кто-то из русских военных писателей.
В. И. Д.
Газета «Донские областные ведомости» № 18 от 22 января 1902 года.
Во что обходилось казаку снаряжение к службе в дополнительном материале.
Навигатор ← Казачье войско
► Подборка "Снаряжение казака на службу"