Найти тему
Записки не краеведа

Казачья одежда

В течение последнего десятилетия статьи по вопросу о форме казачьей одежды не сходят со столбцов военных газет и журналов. Очевидно, ни прежняя одежда, состоявшая из коротких однобортных чекменей с крючками, застёгивавшимися в переплёт, ни введённые в начале девяностых годов и носимые теперь длиннополые чекмени с закруглёнными бортами не удовлетворяют потребностям казака. А потребности казака известны: во-первых, дайте ему возможность удобно и красиво сидеть на коне, а затем не забудьте, что у казака особенно сильно развит вкус ко всему изящному. Недаром у иных урядников в полках кони щеголяют в таком наборе, что и офицеру то завидно; недаром казак при малейшей к тому возможности обзаводится различными принадлежностями туалета. А в праздник пойдёт он на базар либо на гулянье какое, так уж непременно чуб выпустит из-под папахи на удивление ″регулярным″, остриженным под гребёнку.

Дайте же казаку кроме всяких удобств да полезностей возможность и щегольнуть. - ″Отличите воина по происхождению и по призванию хоть галуном каким″, - сказал в одной из своих статей И. Н. Краснов, и нельзя не согласиться с ним.
Одним словом, одежда казака должна быть удобна для верховой езды и красива по внешности. Никакие изменения в существующем чекмене, как-то введённый недавно разрез сзади и перемена в застёгивании не поправят дела. Нужна полная замена этого неудобного и некрасивого чекменя каким-либо другим, совершенно нового покроя. Можно даже, если угодно, создать образец на исторической почве. И материал на то есть готовый. В прошлом 1901 году появился целый ряд статей о казачьей одежде. Из них, бесспорно, выделялись принадлежащие перу нашего талантливого соотечественника И. Н. Краснова. Он смотрел ″в корень вещей″; он, можно сказать, дал несколько историко-бытовых очерков о казачьей одежде; в эти очерки вошли отрывки из преданий и казачьих песен.

Не известно, воспользовалась ли указаниями господина Краснова бывшая на Дону в то время комиссия. Говорили, что комиссия выработала новый образец одежды. Если верно то, что этот образец представляет не что иное, как нынешний же чекмень только с укороченными фалдами и перевёрнутым слева направо бортом, то можно лишь порадоваться, что этот образец не введён в употребление.
Затем уже в конце 1901 года в ″Русском инвалиде″ снова начали появляться статьи о казачьей одежде; но эти статьи не имели под собой никакой исторической почвы и формы, предлагаемые господами Чеботарёвым и Бородиным, являются сочинёнными.

Казаки перед выходом на службу. Донской альбом Ивана Болдырева.
Казаки перед выходом на службу. Донской альбом Ивана Болдырева.

Впрочем, и в них есть кое-что, заслуживающее серьёзного внимания. Оба автора, например, настаивают на необходимости введения шпор. Убеждённый в правоте их суждений я пересмотрел военные газеты и журналы за последнее десятилетие и не нашёл ни одной статьи о казачьей одежде, в которой по этому поводу говорилось бы противное. Мнения авторов всех статей сводятся к тому, что шпоры казаку так же, как и всякому кавалеристу. Почему же до сих пор не уважено справедливое желание казачества? Известно неосновательное возражение, что при высокой посадке казак якобы будет постоянно щекотать шпорами бока лошади; или что казачьи лошади не привычны к действию шпор. Но офицеры гвардейских казачьих частей снабжены же шпорами и не жалуются на них; но носили же шпоры, и не одно десятилетие, все казаки в начале XIX века, а управлялись с лошадьми, во всяком случае, не хуже своих потомков производящих невозможный беспорядок в строю в случае употребления плети, этого пережитка диких времён.
Возражение о расходах на шпоры ничего не стоит; всякому известно, что шпорам грош цена, да и казак снаряжается на свой счёт; следовательно, введение шпор у казаков для казны безразлично.

Затем следует заметить, что форма, предлагаемая В. С. Чеботарёвым, достаточно красива. Только зачем же вводить какой-то замысловатый головной убор; уж лучше, если нельзя совсем отменить папаху, оставив одну только фуражку, ввести мохнатую папаху уральского образца и разрешить её всех цветов (пожалуй, кроме белого, сделав её принадлежностью генералов), во-первых, такая папаха стоит гораздо дешевле (офицерская – 2 рубля 50 копеек, по словам одного офицера сводной казачьей дивизии, где начальником было разрешено ношение таких папах); во-вторых, казак может её иметь почти даром, так как чуть ли не в каждом казачьем дворе найдётся коричневый или серый баран. Нынешняя же папаха из мелкого каракуля стоит от 10 до 15 рублей и дороже (казачья от 8 до 12 рублей); в третьих, вид уральской папахи внушительнее, а, пожалуй, и своеобразно красивее.

Шаровары, единственная красивая вещь казачьего обмундирования, хороши; только надо бы носить их без напуска на сапоги, а лампас расширить пошире, вершка в два, чтобы действительно было красиво, или же в противном случае совсем уничтожить; узенькая же красная полоска, подобная той, какой ради экономии украшены шаровары донских кадет, представляется непонятным и ненужным придатком.

Вот ещё офицерскую перевязь с лядункой, эту совершенно бесполезную вещь, так сильно бьющую по карману (стоимость её 5-10 рублей), давно следовало бы уничтожить. Лучше пусть эти деньги пойдут на расходы по шитью мундира, который у офицеров должен быть особенно изящен.

В пальто и шинели необходимы некоторые изменения. Каждый знает, что воротник и обшлага изнашиваются гораздо скорее, чем всё пальто; приходится или заказывать новое, или ходить с изорванными рукавами и засаленным воротником. А избежать и того и другого нет ничего легче; стоит только ввести обшлага и воротник другого цвета, например, чёрного или тёмно-синего мундирного сукна (у офицеров хоть бархата), оторачивать их красным или иного цвета кантом; можно ввести такой же и клапан. Конечно, предлагаемая перемена не новость: так одеты болгарские офицеры; но почему же нам не позаимствоваться хорошим у братушек; тем более, что форму-то для них изобретали русские офицеры. Во всяком случае, когда станет решаться участь казачества, во что ему одеться, пусть не будут забыты следующие основные правила:

  1. одежда казака, как конника, должна быть удобна для верховой езды, то есть не быть длиннополой,
  2. одежда не должна быть дорогой,
  3. следует исключить требование особенно строго однообразия, этой немецкой рутины,
  4. одежда непременно должна быть красива.

Войска всех великих полководцев были одеты красиво, сказал кто-то из русских военных писателей.

В. И. Д.
Газета «Донские областные ведомости» № 18 от 22 января 1902 года.

Во что обходилось казаку снаряжение к службе в дополнительном материале.

К вопросу о приобретении строевой лошади на Дону
Записки не краеведа11 апреля 2021

НавигаторКазачье войско
Подборка "Снаряжение казака на службу"