Найти тему
Наследники Византии

Библиотека на замке

Из каких книг состоит Ваша домашняя библиотека? А что любят читать дети?

Мой одиннадцатилетний сын вчера прочел «Тимур и его команда» Гайдара. Горжусь. Любимейшая книга моего детства.

Но до этого был «Гарри Потер».

Детально изучая бытовую жизнь 15 – 16 веков, мы нашли много материала о библиотеках (либериях) того времени.

В богатых семьях хранили и переписывали книги. И не только церковные. Люди интересовались мыслями Платона об устроении государства, читали любовную лирику Овидия. Было много и собственных, русских сочинений, не многие из которых мы знаем.

ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА «Наследники Византии»:

«Семен Иванович проводил последнего гостя с честью, и сейчас вернулся в дом, где, несмотря на глубокую ночь, вовсю кипела работа. Убирали гридницу, сносили на поварню объедки и пустые тарели, хлопотливая Анна Микулишна даже заставила девок мыть в сенях полы. Восьмой день по родах… Семен Иванович огладил жену по плечу, сказал:

- Поди, ляг! Спит новокрещенная наша?

Анна с такой нежностью, с такой любовью поглядела на мужа, что боярин невольно прижал её к себе, впрочем, тут же отпустив, дабы никто из холопов не заметил хозяйской слабости. У ступеней, ведущих наверх, в жилые хоромы, давно торчал Приселок, дядька боярчат.

- Что? – спросил его недовольно Семен Иванович.

- Михайла… Семенавич… та… апять…

- Завтра, завтра расскажешь мне о проказах Михаила.

- Та… - Приселок помотал здоровой рукой,- спать палягали… гляжу, не спит… Я глаза закрыл, он та шасть… в горницу чита-а-нную.

«Горницей читанной» Приселок называл Крестовую палату, где в сундуках и ларях, на поставцах и полках хранились книги – великие сокровища воронцовского рода.

Михаил пристрастился ходить в Крестовую даже и без дозволения отца. Чаще он просто рассматривал чудные картинки в книге, называемой «О Соломоне цари басни и кощюны о китоврасе» - изображения дворцов, храмов; или глядел портреты византийских императоров, которыми искусные мастера-новгородцы снабдили «Хождение в Царьград странника Стефана». Но иногда и читал.

Боярин попускал этому самовольству сына. В отроческие годы самого Семена Ивановича либерия его отца была подобна святилищу. Только сам хозяин мог войти в эту горницу за семью замками.

-2

И Семен Иванович хорошо помнил, как он захлебнулся, утонул в невиданном чудесном мире, описанном Козьмой Индикопловым. Как дивно было узнать, что тверянин Афанасий-купец всего несколько лет назад совершил путешествие в сказочную Индию. А «Прологи», «Патерики», «Шестидневы», «Физиологи» - сборники, где можно было прочесть исторические, астрономические, географические сведения, данные о расстояниях, о городах, о широте и долготе земли. Юный боярин Семен, оказавшись господином всего этого богатства, стал читать днями и ночами. Он позабыл про молодую жену, про вотчины свои и великое хозяйство, что внезапно легло на его плечи после гибели отца и братьев. Поэтому Семен Иванович хотел, чтобы его сыновья насыщались словом книжным неспешно, разумно, еще с отроческих лет. Но Федора в Крестовую можно было загнать разве что розгами. Первенец его вообще рос очень болезненным, еле-еле затвердил Священное Писание. А вот Мишуня… этот постреленок умудрялся добраться и до тех книг, которые вовсе ему были и ненадобны в семь-то лет!

Зайдя в Крестовую, Семен Иванович увидел, что Миша уткнулся в «Сказание о Дракуле-воеводе», недавно привезенное боярину из Москвы. Эту повесть написал ближний человек Державного, царский печатник Федор Курицын. Боярин Воронцов знал Курицына в очи, и на каждом шагу сталкивался с его волей, с его советами царю Иоанну в отношении Рязани. Поэтому Семену Ивановичу любопытно было прочесть и это сочинение прославленного на Москве писателя, автора «Лаодикийского послания» и других повествований.

Воск со свечи капал на дорогой пергамент. Семен Иванович отодвинул подсвечник, легонько подковырнул ногтем застывший воск.

- Чтешь, бережно относись к книге, как к сокровищу. Сам знаешь, - сказал сыну.

Миша кивнул. И тут же быстро спросил:

- А если железным гвоздем голову пробить, то череп расколется, да? Или дырка просто будет?

Семен Иванович понял, что сын прочел главу, где Валашский господарь, прозванный Дракулой, прибил железными гвоздями тюрбаны к головам послов турецкого султана Мехмеда, покорителя Византии».

Мы ждем вас на Ridero и ЛитРес, где роман «Наследники Византии» будет опубликован полностью.

Подписывайтесь на наш канал, расскажите, что Вы думаете:

- о прошлом и будущем нашей страны

- о византийском наследстве

Следующая статья:

- "Жены таковы, какими их делают мужья"