В столице Татарстана завершил свою работу XIV форум «Россия — Исламский мир». Это мероприятие по праву можно назвать крупнейшим геополитическим событием года. На четыре дня в Казань приехали более 15 тысяч гостей из 85 дружественных стран мира. Фактически на площадках форума присутствовали представители абсолютного большинства всех исламских стран Азии и Востока, от Малайзии до Афганистана.
Конкурент Суэцкому каналу
Одной из ключевых тем форума стал транспортный коридор Север — Юг, который называли ни много, ни мало, а конкурентом Суэцкому каналу. Этот коридор представляет собой целую сеть транспортных магистралей — железнодорожных, автомобильный и морских, через Каспий, по которым потекут грузы из России (и через Россию) в Иран и далее — Индию и другие страны Азии.
Примечательно, что накануне старта форума в Казани Россия подписала с Ираном ключевое соглашение о «расшивке» узкого места этого коридора — участка железной дороги Решт — Астара. Дело том, что сейчас этот участок оборудован узкоколейным жд-полотном, что существенно затрудняет прохождение грузов из России, так как наши вагоны построены на базе широкой колеи 1520 мм.
Строительство ширококолейного участка планируется завершить через четыре года, что даст троекратный рост грузопотока. первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов рассказал, что о объёмы перевалок увеличатся до 45 миллионов тонн в год. Представители же транспортно-логистических компаний из России и Ирана на стратегической сессии форума приводили такие цифры: когда транспортный коридор заработает в полную мощность, а этого следует жждать через 2-3 года после «расшивки» узких мест, прибыль компаний может достигать 70 млрд. долларов в год.
Идеи наши — деньги ваши
XXI век многие эксперты называют веком Азии, и это неспроста — бурно развивающимся экономикам исламских стран нужны новые технологии и идеи. На форуме в Казани особое внимание было уделено беспилотным технологиям управления автотранспортом и создании электромобилей.
Так, в частности, гостям форума были продемонстрированы сразу несколько платформ для создания электрокаров. В первую очередь это автомобль-концепт АТОМ, разработанный инженерами из Татарстана и Москвы и выпуск которого планируется запустить в этом году. Кроме того, были представлены и варианты электрогрузовиков, пассажирских электробусов и платформ для перевозки грузов в условиях заводских цехов, складов либо логцентров.
Особенностями разработки беспилотных технологий поделились специалисты из Набережных Челнов. Так, главный конструктор инновационных автомобилей ПАО «КамАЗ» Сергей Назаренко рассказал, что четыре грузовика «КамАЗ» с полностью автономным управлением отправятся из Санкт-Петербурга в Москву уже 14 июня, в день открытия Санкт-Петербургского экономического форума. Машины в тестовом режиме проедут по автомагистрали М-11, открыв таким образом беспилотное грузовое движение по одной из самых загруженных трасс России.
Зарубежные гости были весьма заинтересованы российскими разработками — вопреки расхожему мнению о якобы технологической отсталости, отечественнные модели уже сегодня стоят в одном ряду с лучшими образцами западных компаний. В свою очередь, наши разработчики заинтересованы в масштабировании бизнеса и производства в дружественных странах. Ведь чем больше будет выпускаться беспилотных систем или новейших электрокаров, тем дешевле их стоимость для конечного покупателя.
Формируя многополярный мир
Не менее важными (а может, даже и более значимыми) частями форума «Россия — Исламский мир» стали политические, межкультурные и межрелигиозные его составляющие. И в этом смысле мероприятие стало беспрецедентным в новейшей истории. Все гости форума сошлись в главном — прежний мировой уклад, основанный на однополярном принципе, когда над всеми давлеет единственная страна-гегемон, уходит в прошлое. И сейчас формируется новый — многополярный — мир.
«Сегодня наш общий дом проходит непростой период. Идет сложный процесс формирования многополярного мира. Меняются схемы развития, при которых несколько государств получило экономические и политические преимущества за счет эксплуатации ресурсов других стран. Это вызывает откровенное неприятие ряда держав, которые привыкли следовать логике глобального доминирования, — отметил в своём выступлении на пленарном заседании форума глава Татарстана Рустам Минниханов.
Приглашённые на форум духовные лидеры — глава центрального Духовного управления мусульман, верховный муфтий России Талгат хазрат Таджуддин и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл развили мысль об уходящей эпохе глобального доминирования и борьбе за создание многополярного мира.
«Сегодняшний "сатанизм" сеет хаос и фашизм, пытаясь оправдать нацизм», — отметил Талгат хазрат Таджуттин. — «Однополые браки, педофилия, "свобода", которая полностью разрушает личность, — все это действительно работает против человека, против его подлинности, против его природы. И любой мыслящий политик, любой мыслящий человек должен понять: на той стороне нет перспективы жизни, потому что все, что сегодня представляется там в качестве идеала, — от Антихриста».
О необходимости сохранения исконной культуры, традиционных ценностей и межконфессионального взаимодействия говорил и патриарх Кирилл:
«Наше заседание проходит в Казани, в столице Татарстана, где, пожалуй, как ни в каком другом месте России, зримым образом символизируется плодотворное взаимодействие людей разных убеждений и принадлежащих православию и исламу на благо нашей страны и народа. В этом городе мечети соседствуют с храмами, развивается мусульманское и православное богословие, здесь христиане и мусульмане вместе трудятся на общую пользу...
Такая близость отличает две эти конфессии от остальных, прежде всего других христианских, течений со всеми из них вытекающими — вроде возможности существования богомерзкого ЛГБТ.»
Патриарх довольно жёстко прошёлся по западным «ценностям», ещё раз напомнив, что Запал отступил от средневековой модели поведения.
А чтобы противостоять сегодняшним негативным тенденциям, необходимо мусульманам и православным объединиться — только это спасет человеческую цивилизацию.
И в этом смысле прошедший форум «Россия — Исламский мир» оказался более чем своевремен — как в контексте экономических преобразований в мире, так и в контексте сохранения классических духовно-нравственных ценностей.