Найти тему
Мысли Деворы

"Правило Антонии". Что писал по этому поводу старец Иоанн (Крестьянкин)?

Старец Иоанн (Крестьянкин)
Старец Иоанн (Крестьянкин)

В последнее время среди многих православных верующих людей стало распространяться так называемое "Правило схимонахини Антонии".

Что это за "правило"?

История такова.

Схимонахиня Антония (Кавешникова)
Схимонахиня Антония (Кавешникова)

Крестьянке Анастасии Кавешниковой (в будущем, схимонахиня Антония) явилась Божия Матерь и научила еë, как молится за нерождённых детей, погибших в результате аборта или выкидыша.

В молодости Анастасия (так звали будущую схимонахиню) сделала аборт, (по некоторым сведениям,- у нее был выкидыш), — и каялась слезно в этом грехе. Однажды она молилась в храме Воскресения Словущаго на улице Неждановой (ныне Успенский вражек) перед иконою «Взыскание погибших». И видит: отвернула о нея свой лик Богородица. На следующий день рано утром приходит она в тот же храм. Попросила сторожа никого больше не пускать, и на коленях, в уединенном предстоянии пред чудотворным образом Богородицы, горячо, долго и сильно плакала, обильно орошая пол слезами.[...] кто-то сзади трижды коснулся ее плеча. Оглянулась, видит Жену в игуменском одеянии и двух монашек, стоящих вдали у свечного ящика. Игумения говорит ей: «Что ты так плачешь? Послушай, я помогу тебе. Только три греха есть, которые не прощаются человекам: хула на Святого Духа, самоубийство, гордость. Убиенного младенца надо окрестить». И рассказала, как надо молиться за него. Анастасия почувствовала глубокий покой и преисполнилась горячей благодарности к Наставнице. [...] Анастасия выполнила полученное правило — молитвы за младенцев, дарованное ей Богородицей.

Как видно из этой цитаты, главной особенностью "Правила Антонии" является то, что уже умерших детей нужно окрестить. Ведь (исходя из истории возникновения "Правила") погибшие в результате аборта или выкидыша младенцы идут в ад, потому что не были крещены.

Основные молитвы из правила Антонии - это как раз "чин крещения" уже умерших младенцев. Человеку, читающему это правило нужно выбрать имя умершему младенцу, причём обязательно мужское! И молится о крещении этого младенца, называя выбранное имя. С этим именем младенца, по просьбе человека, читающего "Правило Антонии", покрестят на Том Свете. Молитва о крещении возносится Иоанну Предтече, молитва стать крёстными родителями для ребёнка - праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице, а молитва о Причащении младенца на Том Свете - великомученице Варваре. Предполагается, что Иоанн Предтеча окрестит душу младенца, праведный Симеон Богоприимец и Анна Пророчица станут младенцу крёстными, а великомученица Варвара причастит. Правило желательно читать "Правило" ночью: потому что ночная молитва и поклоны имеют силу втройне большую, чем дневные.

Этим "Правилом" предполагается отмолить младенца: вывести его из ада.

Есть ещё другое прохожее правило "Правило схиигумена Саввы (Остапенко) за весь род". Здесь предлагается отмаливать не одного погибшего младенца, а всех таких младенцев из своего рода "до Адамова колена". "Правило Саввы" считается более тяжёлым для выполнения и более "сильным". Но понести его смогут только "духовно крепкие" люди. Поэтому у люди, недавно пришедшие в Церковь, читают, в основном "Правило Антонии".

Но это всё только история "Правил", а не их рекомендация!

Большинство священников Русской Православной Церкви читать это "Правило" НЕ благословляют!

На это у некоторых людей есть возражение, что, мол, батюшки - не святые, в них нет той благодати Святаго Духа, дающей духовное рассуждение, какую имели святые люди.

Ссылаются ещё на кем-то написанные слова из интернета, что "Правило Антонии" благословляли преподобный Кукша Одесский, преподобный Амфилохий Почаевский, старец протоиерей Николай Гурьянов...

"Кому же -, говорят сторонники "Правила Антонии", - больше верить? Канонизированным Церковью святым и почитаемым старцам или простым батюшкам?!"

Старец Иоанн (Крестьянкин) о "Правиле Антонии".

Однако, по поводу "Правила Антонии" высказывались не только обычные священники но и почитаемый многими православными людьми в России известный старец Псково-Печерской обители, архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Вот цитаты из его писем*:

Если младенец не родился по воле матери, то не о загубленных младенцах в таком случае надо молиться, ибо они не приняли человеческого облика (они не вошли в мир), а молиться надо о матери-убийце, обагрившей душу и сердце свое кровью. [...] Мне в письмах многие пишут, что есть проповедники-корыстники, которые просто живут заблуждениями таких несчастных матерей. Они и имена нарекают нерождённым, и крестят их, и чего только не делают. Но все это кощунство, углубляющее адский ров и для проповедника, а главное - для матери.
Матери надо давать епитимию - читать 40 дней Покаянный канон, а по окончании чтения исповедоваться и причаститься. Но прощение возможно только в том случае, если она после покаяния за всю свою оставшуюся жизнь уже никогда больше не станет участницей этого страшного греха - детоубийства. (Письмо 373)

Очень серьёзное предостережение написано в выше приведённой цитате!

Далее:

Мертвых, как и нерождённых, но убитых во чреве матери, поминать, а тем более крестить - нельзя. (Письмо 374)

И ещё:

Хочу сразу предостеречь тебя, а именно - молиться за нерожденных детей, не вошедших в мир в человеческом облике, нельзя. Это будет кощунство. Молиться надо и можно о матери и об отце, совершивших грех детоубийства. (Письмо 638)

*Все цитаты приведены из книги "Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Рассуждение с советом. Собрание писем" (Издательство "Правило веры").

В свободном доступе в интернете найти её мне, к сожалению, не удалось, но она ещё продаётся в интернет-магазинах.

Как видно из приведённых выше цитат, старец Иоанн (Крестьянкин) НЕ одобрял и очень негативно высказывался о "Правиле Антонии". Хотя, конкретного упоминания об этом "Правиле" в его письмах нет, но то, о чём пишет старец, можно полностью отнести к этому правилу.