«Чужой» - один из лучших образцов фантастики об инопланетном существе – снятый с потрясающим реализмом (насколько возможно такое сравнение здесь) и вгоняющий в холодный пот своим физическим ужасом, даже по прошествии более 40 лет после его создания. Но это не только фантастический ужастик – лента весьма многоплановая и серьезная, недаром она до сих пор лидирует во многих рейтингах фильмов, являющихся пищей для ума, а не только для развлечения.
Сражение команды корабля, затерянного в космосе, с непобедимым инопланетянином, можно трактовать и как сражение со зверем и первобытным страхом внутри каждого из нас. Недаром, Чужой почти всегда в темноте, а боязнь темноты – один из основных природных недостатков человека, недаром Чужой рождается из груди человека – вылезает, разрывая вместилище души рода людского… Звать на помощь бесполезно - в космосе, как говорится в слогане «Никто не услышит твой крик».
Когда англичанин Ридли Скотт, до этого известный по картине «Дуэлянты» (кстати, весьма лестно встреченной критикой), решил снимать фантастику об инопланетянине, это выглядело немного странно. Мода на такого рода картины прошла еще в конце 60-х годов и тема казалась изъезженной, тем более, что уже были сняты такие «умные» шедевры, как «2001: Космическая Одиссея» Кубрика и образцы развлекательного жанра – «Звездные Войны, Эпизод 4» Лукаса.
Что еще мог предложить Скотт? Рассказ о том, как на космический корабль попадает агрессивное инопланетное существо? Очень оригинально. Получится страшный ужастик, ну, максимум, на неплохой бюджет в $11 млн. настроят моделек космических кораблей…
Что же вышло? Бешеный успех во всем мире, отличная касса и шквал аплодисментов от критиков! Картина, казалось, вместила в себя все, что можно для такого жанра. В ней было и сплетение ночного кошмара с научной фантастикой, и идеально выверенное развитие событий, раскручивающееся как сжатая пружина, и отличные актеры, и прекрасно созданные декорации. В ней был, наконец, Чужой – создание знаменитого Гигера – известного по своей сюрреалистической и притягательной трактовке всего ужасного.
Картина эта до сих пор – лучшая в жанре фантастического триллера – настолько сильно врезаются в память страшные приключения команды Ностромо, настолько непреодолимый ужас возникает от медленно выплывающей из тьмы пасти Чужого, настолько сильна режиссерская и операторская работа, настолько действительно по внеземному выглядит корабль пришельцев… Перечислять можно долго. Факт – перед нами шедевр и мало кто будет это оспаривать. Это, действительно, Кино.
Лента получила кучу номинаций и взяла призы за лучшие спецэффекты – жаль, что работу художника и композитора оценили только в Англии, а не в Америке.
Возможные трактовки сюжета.
1. Фантастика-ужас о сражении со злобным инопланетным существом, кардинально и полностью отличающимся от человеческих представлений о жизни – настоящим «чужим» разумом.
2. Аллегория философского сражения человека со «зверем внутри себя», со своими страхами и недостатками.
3. Аллегория на узость человеческих познаний о жизни вообще.
4. Аллегория на мировосприятие человека и невозможность понимания им того, что выходит за пределы разума.
5. Драма о возможном первоначальном контакте человека с инопланетной жизнью иного, нежели человек, свойства.
6. Драма о внутреннем развитии человека через победу над своими страхами, через преодоление своей животной природы.
7. Драма о марионеточном использовании людей, об опасностях использования искусственного разума.
8. Феминистическая идея о силе женщины.