Про дыры в зонах повышенного спроса, мультизаказы, за которые вы недополучаете денег, и чаевые, теряющие статус "подарка".
Заканчиваю с темой "Яндекс еды", друзья, ибо выжал из нее практически всю ценную информацию.
Останутся лишь веселые приключения, если они будут в дальнейшем.
В своих статьях я никогда не кричал: "Мол, смотрите, какие несчастные курьеры, как им плохо живется и работается!" Хотя, признаюсь, любое нытье на Дзене, набирает много тысяч просмотров.
Я старался разобрать "Яндекс еду" как инструмент для добывания денЯк. Найти в ней объективные плюсы и минусы, показать в первую очередь личным примером, в каких случаях с ней можно эффективно работать.
Такая уж у меня концепция канала:
Может ли "Яндекс еда" способствовать улучшению качества жизни и достижению целей? Уж точно лучше многих курсов по саморазвитию и лайфкоучей успешного успеха!
Однако, друзья, сегодня я хочу открыть данный "инструмент" с другой стороны, поговорить о вещах, которые бесят.
Нет, ту жесть, что обычно пишут в интернетиках, поддержать никак не могу. Я реально за два года не сталкивался с задержками денег, не получал штрафов больше чем на 30 рублей и в принципе считаю, что фирменная фишка Яндекса, а именно "поклонение алгоритмам в ущерб людей", хоть и приводит к косякам достаточно неприятным, но имеет все основания для построения в будущем совершенной управленческой системы. Системы, которая позволит заменить начальников на ИИ.
Эта, на мой взгляд, концепция будущего - весьма недурна.
Но невозможно не замечать, как система, в которую встроены курьеры, с помощью разных ухищрений аккуратно подворовывает часть денег в карман владельца.
А это, мало того, что аморально и способствует падению духа благопристойных граждан нашей великой страны. Это недопустимо по своей сути, иначе вместо совершенной системы мы получим соревнование извращенных умов в потугах выжать все соки из людей, на которых эта система строится. А это приведет к самоуничтожению самой системы.
Но это все - философия, а мы, по обыкновению перейдем к мельчайшим деталям. Рассмотрим несколько способов, с помощью которых Яндекс ворует деньги курьеров.
Шеф, трогай!
Мертвые зоны приоритета
Раньше, когда заказов было много, а курьеров мало, существовала бонусная система, мотивирующая людей выходить на работу.
Выглядело это просто: если свободных курьеров нет, а заказов много, доставка для клиента становилась дороже, а курьеру капала на счет справедливая доплата:
За день зимой, когда желающие покурьерить выглядывали на улицу, и запрыгивали обратно под одеялко, можно было поднять рублей 500 таких вот "бонусных" денег.
Сейчас система стала сложнее, но суть теоретически осталась прежней. Есть зоны, в которых приоритет повышен, и в таких зонах цена за пройденные километры может вырасти до двух раз:
Честно? Честно. Но на практике почему-то не работает.
Ты вроде бы находишься в оранжевой зоне, где за километр должны платить не 20 рублей, а 30, забираешь заказ в оранжевой зоне и везешь в оранжевую зону клиенту.
И ты адекватно понимаешь, почему зона оранжевая. Час пик, в городе в это время пробки, на заказ уходит больше часа, машина перегревается, за что совершенно справедливо должны больше заплатить.
А в итоге не платят. Ибо в оранжевой зоне вдруг каким-то чудом появляются белые проплешины.
Как тебе такое, Илон Маск?
Почему на территории, которая по праву является "зоной повышенного спроса", появляется парочка домов, где за спрос не платят, и именно туда тебе вдруг понадобилось вести заказ? Чудесное совпадение, да?
Это, кстати, частенько связано с "Магнитами" и "Пятерочками", пиарящимися на бесплатной доставке для клиента. То есть, если ваш ребенок в зоне повышенного спроса заказал картошку фри из Макдачки, то заплатите вы по полной, а, если за повышенный спрос платить придется директору "Магнита" (ибо доставка для клиентов бесплатна), то в зоне повышенного спроса вдруг обнаруживаются "блуждающие дыры".
В прошлый раз я отработал 4 часа. Получил за них 880 рублей.
Два серьезных заказа в откровенной "зоне повышенного спроса", где я проехал примерно 9 километров, были посчитаны по обычному тарифу.
То есть, за 4 часа Яндекс украл (я повторюсь, УКРАЛ) у меня 90 рублей.
Эти "блуждающие дыры" по моему нескромному мнению - не ошибка в приложении (дыра в зоне повышенного спроса даже смотрится глупо), это - намеренный обман человека, который доставляет заказ.
Мультизаказы
Еще один интересный способ компании оставить себе побольше денег.
Давайте начнем с того, что мультизаказов не должно быть вообще!
И это, кстати, не шутка.
Я много писал о том, что это ужасно неудобно для курьера. Как вам, например, такое: в сумке заказ из "Бургер Кинга" с напитками, а в руке 6 пицц?
Ладно, у меня пародия на авто, а пешему что прикажете делать? А велосипедисту?
Кроме того это неудобно и для клиентов.
Представьте себя на месте человека, которому я повезу сумку: вы заказали себе бургер и кофе, которые нужно доставить быстро, чтобы они не превратились в кашу. А курьер, забрав ваш заказ, идет в другой ресторан, где ему еще полчаса готовят 6 пицц(!)
А товарищу, заказ которого не поместился в термосумку, понравится получить холодное?
То есть, всем очевидно, что от такой практики нужно избавляться, мультизаказы - это ОЧЕНЬ плохо. Но вместо этого, мы за 8 часов работы получаем по 3-4 таких вот мультика(!)
Яндекс впихивает такие заказы с радостью, на клиентов и курьеров ему плевать, потому что, никогда не догадаетесь, это финансово выгодно.
В прошлой статье я разбирал механику оплаты мультизаказа:
Клиенты за расстояние заплатят оба, причем, по удвоенному тарифу в зоне повышенного спроса, а курьер, который, мало того, что испытывает технические неудобства, так нередко вынужден принимать по дороге звонки от недовольных клиентов. Он тащит сразу два заказа, но своих справедливых 60 р. за второй заказ в итоге не получает.
Таких заказов в день падает не меньше трех. Вот и отнимайте еще 180 р., которые (по моему мнению) "украл" Яндекс.
Я назвал только два пункта, а теперь представьте, что автокурьер работает 5 дней в неделю по 8 часов. И каждый день ему недоплачивают примерно по 400 р.
Сколько мы там получили, 8 тыр с морды?
Правовой статус чаевых
Третий пункт не так сильно бьет по карману, но лично у меня (да и у некоторых других курьеров в чате) вызывает бомбление пукана своей откровенной несправедливостью.
Что есть "чаевые"? Какой у них правовой статус?
Часть зарплаты?
Нет!
Премия от компании?
Нет!
Это - подарок от клиента за хорошо проделанную работу.
И это придумал не Максим на Дзене, это в законах закреплено:
Подарок до 4000 рублей налогом не облагается. Это - закон.
Но чаевые в Яндексе по факту не являются "чаевыми".
Сначала небольшая информация для понимания сути
Курьер является самозанятым гражданином. Он самостоятельно платит:
- 4% налогов с доходов, полученных от физических лиц,
- 6% - с доходов, полученных от компаний.
Если за доставку платит клиент, Яндекс проводит эти финансовые операции так, что клиент лично платит самозанятому курьеру за услугу. Это называется "услугами по платной доставке". Налог 4%.
Если же доставка для клиента бесплатна, то Яндекс получает денежки от ресторанов и выплачивает их курьеру чуть позже. Они проходят, как выплаты от компании Яндекс, якобы за "услуги за продвижения сервиса".
Вот для примера 2022 год, когда я не занимался оказанием иных услуг, кроме работы в "Яндекс еде":
Суть вы, надеюсь, поняли: Яндексу ничего не мешает подать чаевые сразу на счет курьера, оформив их законодательно, как "подарок" от благодарных клиентов. Когда это финансово выгодно - у него есть для этого все технические инструменты.
Вместо этого чаевые приходят на счет компании и юридически теряют статус "подарка".
Во-первых, Яндекс берет с них 10%. Да-да, просто так ворует ваши деньги: клиент оставляет 100 р., а до курьера доходит 90 р. Очень интересно, на каких нравственных основаниях?
Во-вторых, Яндекс платит эти деньги курьеру со своих счетов "за продвижение услуг сервиса", а значит, уменьшает с их помощью собственные налоги. Курьеру же придется заплатить 6%, хотя с подарков он вообще не должен платить.
Я понимаю, многие скажут, что это все - мелочь. Мол, не нравится - не работай, а у компании такие вот правила. Но в данном случае эти правила откровенно несправедливы.
Пока что вопрос, "что делать?" остается открытым. В основном из-за характера работы, которая для 90% взрослых и адекватных курьеров просто не является основной.
Однако сервис "Яндекс еды" постоянно развивается и спрашивает нашего мнения, а значит, стоит потратить полчаса, сформировать нужные слова и донести до него позицию народа по пунктам, которые бесят каждого лично.
Сегодня покажу вам еще один вариант позиции решения проблем с Яндексом. Канал называется "Ильдар Юлиан", вы здесь о нем уже слышали.
Человек воспринимает "Яндекс такси" исключительно, как инструмент. Да, он - таксист, а не курьер, но система та же. Считает, что упрекать инструмент, говорить, что "инструмент у него что-либо украл", неправильно по своей сути, а сосредоточиться надобно исключительно на себе, на собственном умении с этим инструментом работать.
И это нежелание ныть делает его таксистом "неправильным", по-другому "ненастоящим".
Обязательно заглядывайте в гости и до встречи в новых статьях!