Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой». Как все-таки повысить узнаваемость волейбола в массах, приблизить болельщика и открыть перед ним дверь в мир тайн прекрасной игры с мячом? С мнением руководителей клубов Вы ознакомились в предыдущей статье. Теперь слово – тренерам Суперлиги.
В опросе участвуют главные тренеры краснодарского «Динамо» Павел Забуслаев, красноярского «Енисея» Николай Вахрушев (с января до конца сезона исполнял обязанности главного тренера), «Тулицы» Андрей Подкопаев и команды открытия сезона – Александр Кошкин («Динамо-Метар»)
Особенность нашего исследования – в свободе творчества. Тренеры не только отвечают на предложенные вопросы, но и дают оценки, высказывая собственные идеи для повышения популярности волейбола.
1. О методах повышения популярности волейбола
Забуслаев
Я думаю, все должно быть вместе. Для юных спортсменов мотивирующий эффект приносят посещения матчей и мастер-классы. На матчах они проникаются атмосферой большого волейбола, им тоже хочется когда-нибудь сыграть на таком уровне.
А мастер–классы и общение добавляют уверенности. Что обычно спрашивают? Стандарные для таких встреч вопросы: «А на какой позиции вы играли»? «Какого были роста во столько лет?». «На кого ориентировались?». Такие встречи с детьми позволяют им перестать считать карьеру профессионального волейболиста несбыточной мечтой.
В мое время, когда я занимался в волейбольной школе, Суперлига (раньше – высшая) выглядела закрытым клубом. Казалось, что попасть в такую команду нереально. В том числе, и потому, что никаких встреч с профессиональными командами и мастер-классов тогда не проводилось. Максимум – подавали мячи на матчах высшей лиги.
Сейчас же дети могут не только пообщаться с профессиональными волейболистами, позадавать им вопросы, но и поиграть вместе. Они видят, что профессионалы такие же люди, тоже иногда ошибаются, это дополнительно стимулирует детей к волейбольным занятиям.
Вахрушев:
В Красноярске волейбол популярен, но не настолько как хотелось бы. Скорее всего, это связано с тем, что в городе представлены и развиты все игровые виды спорта. В них команды выступают на высоком уровне: баскетбол, хоккей с мячом, две регбийные команды, плюс есть популярные футбол и хоккей, куда болельщики тоже приходят смотреть матчи. У болельщиков есть огромный выбор, поэтому они расходятся по разным видам спорта, и где-то массовость теряется. В России волейбол тоже уступает тому же футболу или хоккею, а популярен там, где есть медиараскрутка Должна быть узнаваемость клуба, чтобы привлекать болельщиков.
Для повышения популярности волейбола можно чаще встречаться болельщиками, чаще организовывать какие-то мероприятия. Тогда команда будет ближе к народу. Конечно, в сезоне это сложно, когда насыщенный календарь, много разъездов, но нужно стараться находить на это время.
Еще для повышения популярности нашего вид спорта можно перенимать опыт футбола или хоккея, где тоже начали использовать интересные медиаактивности. Однако нужно учитывать, что не все активности приживутся в волейболе.
Подкопаев:
Думаю, для популяризации все должно идти вместе, например, и социальные акции, и те же мастер-классы с участием детей, и соревнования ветеранов. Очень хорошо, если в городе есть профессиональная команда, за которую люди болеют. Это расширяет количество поклонников волейбола.
Что-то можно позавимствовать и у других видов спорта. Что именно? Сейчас нет времени столь подробно следить за другими видами, но отмечу баскетбол и хоккей. Когда работал в Екатеринбурге, ходил на матчи баскетбольного УГМК, там всегда устраивали яркое запоминающиеся шоу. В нашем волейболе тоже это есть. И калининградкий «Локомотив», и наш клуб организовывают зрелище, за которым приятно смотреть.
А есть клубы, причем из больших городов, где этим не занимаются. Команды на трибунах поддерживает группа болельщиков, которые зрелище в основном и создают. Но больше никаких активностей не видно – и на трибунах много свободных мест. Хотя в большом городе заинтересовать людей и собрать полный волейбольный зал, думаю, реально.
Кошкин:
Любая публичная активность - это хорошо, потому что добавляет узнаваемости. Все мероприятия потом выкладываются в социальные сети, а их постоянно использует молодежь. Чем чаще игроки в социальных сетях будут мелькать – тем лучше будут узнаваемы, тем больше у волейбола потенциальных поклонников.
2. Как относитесь к идее взять пример с футбола и проводить для СМИ открытые тренировки накануне матча?
Забуслаев:
Если будет интересно – можно накануне матча что-то показать, пообщаться. Хотя идея неоднозначная. Есть в команде и внутренние дела. На тренировках случаются моменты, которые наружу не выносят. А присутствие журналистов может и отвлекать, и вынудить в каких-то ситуациях вести себя искусственно, не как обычно при такой же ситуации. Но в целом я не против.
Вахрушев:
Не поддерживаю, это лишнее. У команды и так много своих моментов перед матчем, подготовка, настрой, поэтому брифинги накануне матча могут отвлекать.
Подкопаев:
Хорошая идея. Болельщикам интересно увидеть, как готовится команда, нам болельщиков скрывать нечего. Да, иногда какую-то информацию лучше придержать – легче готовиться к матчу, если соперник о чем –то не знает. Но думаю, здесь можно находить компромисс – и по ситуации решать, что и насколько подробно можно показать.
Еще можно попробовать делать интервью до начала матча. Но не с игроками – их в это время лучше не отвлекать, им надо сосредоточиться на разминке. А с тренерами – да, можно.
Кошкин:
-Поддерживаю. Все, что привлечет дополнительное внимание, надо пробовать. Думаю, в первую очередь придумывать медиа-новинки должны клубы, но для этого нужны и финансовые вложения, специальные расходы на продвижение. Вижу это на примере нашего клуба – сколько специалистов стало привлекаться к раскрутке волейбола.
3. Интервью между партиями. Да или нет?
Забуслаев:
Это мы уже видели, в международных матчах тренеры давали интервью в перерыве, было это и в финале чемпионата мира. Смотрелось интересно. Конечно, болельщикам любопытно, что скажут тренеры во время матча, как оценят игру команды, какие изменения собираются вносить.
Но отношение к идее проводить интервью между партиями у меня такое же, как и к послематчевым интервью. Иногда сказать нечего, потому что ничего серьезного не спрашивают. Обычные традиционные банальности: «какие эмоции»? «Что сейчас чувствуете»? Какие могут быть эмоции у тренера, команда которого только что проиграла?
Я то не против говорить – люблю поболтать, пофилософствовать, но для этого журналисты должны быть подготовленными, спрашивать по сути – чтоб можно было подумать, проанализировать, порассуждать. Не может же тренер в коротких интервью сам предлагать тему! Это должны делать журналисты. Но к сожалению, интересные и профессиональные вопросы задают очень редко. Если будут чаще, то и после матча можно сделать содержательное интервью, и в перерыве что-то интересное и привлекательное для зрителей сказать.
Вахрушев:
Интервью во время матча тем более не поддерживаю. В волейболе очень короткие перерывы между партиями, и в это время нужно и так много всего сделать. Или если вдруг ты 10:25 проиграл, то тебе нужно идти приводить в чувства команду, а не рассказывать в интервью, как ты так умудрился. Да и что в такой момент можно сказать в интервью? Что-то анализировать и обсуждать уже можно после игры, а во время матча нужно действовать.
Подкопаев:
Это уже проводится в других странах, было на чемпионе Европы и мира. Но не знаю, как это можно организовать во время трехминутного перерыва. На мой взгляд, за такое время все в перерыве не успеть. Увеличить время перерыва? Регламент – в компетенции федерации. Но как идея – устраивать в перерыве интервью тренеров – неплохая.
Кошкин:
Это уже практикуется в мировом волейболе – надо им нам пробовать. Еще можно попробовать снимать интервью с игроками и тренерами до матча - во время разминки или перед ней - по примеру хоккея. Такое 2-3 года назад было у краснодарского «Динамо». Чем больше зрители увидят деталей, тем им будет интереснее.
4. Согласны ли пускать в раздевалку журналистов после матчей? Для начала хотя бы только после победных.
Забуслаев:
Сомневаюсь, что оттуда можно делать яркую картинку. Вы наши раздевалки видели? На многих стадионах это маленькое пространство, с простенькой обстановкой. На мой взгляд, в такой ситуации красивое зрелище трудно сделать. Наверное, не все захотят приглашать в раздевалку журналистов именно из-за это, поэтому сначала здесь надо определиться, в каких условиях такие репортажи могли бы проходить.
В качестве идеального примера можно привести североамериканские клубы, где в удобных вместительных раздевалках уложен красивый ковер, а посередине набит герб клуба. В такую обстановку звать журналистов – совсем другое дело.
Поэтому отношение к идее у меня двоякое. Еще и потому, что женская раздевалка – своеобразное место, это деликатный вопрос. Но если все это решить, наверное, попробовать стоит.
Вахрушев:
Здесь я тоже против. Для своей пресс-службы – пожалуйста, можно что-то подснять, как мы это и делаем после победы. А пускать посторонних людей в раздевалку – я против.
Подкопаев:
Мы это уже делаем, но все-таки стараемся показывать не все. Я думаю, в раздевалку приглашать журналистов не надо. Это можно сделать, если уже достигли итогового результата – после завершения турнира. А после каждого матча лушче не надо. Все-таки раздевалка – это личная территория команды, тем более раздевалка женская.
Кошкин:
Тоже, думаю, можно. Открывать доступ в раздевалки лучше постепенно. Надо смело придумывать разные варианты, экспериментировать и через сезон-два смотреть, как получается – что стоит оставить, что изменить.
Продолжение темы - послезавтра. Во вторник Вас ждут игроки команд Суперлиги - они в заочном споре между собой выскажут мнение о методах сближения с болельщиками, отношении к интервью во время матча и готовности принимать журналистов в месте, которое считается в волейболе секретным.
Если Вам наше исследование нравится – Вы лайкнули. А если уже с вдохновением ждете здесь игроков, то Вы, безусловно, подписались!