... Люди , переместившись поближе к скорой , не собирались расходиться и тихо вполголоса переговаривались между собой . В морозном воздухе витало тревожное напряжение .
Раздался визг тормозов , и на аллею влетела и остановилась чёрная машина. Из неё выскочили трое бородатых мужчин и бросились в сторону скорой . Один из них , водитель машины , высокий и смуглолицый , вдруг резко развернулся и направился в сторону толпы .
- Елена ! Кто из вас Елена ?! - С сильным южным акцентом обратился он к толпе .
Это я ! - Ленка , как ученица на уроке , подняла руку и подошла к мужчине .
Расскажи мне всё ! -Требовательно попросил он .
И Ленка , смущаясь и подбирая верные слова , поведала ему о том , как погналась за белкой , как обнаружила его жену под деревом в снегу и тут же вызвала скорую .
Расул , не проронив ни слова , внимательно выслушал её и , обернувшись к своим спутниками , стоявшим неподалёку , что-то негромко сказал им на родном языке .Те понимающе закивали головами , озираясь по сторонам как - будто в поисках чего-то , и найдя глазами небольшую заснеженную поляну , свободную от деревьев и кустарника , переместились туда и опустились на колени прямо в снег.
- Молиться будем ! - объяснил Расул Ленке и , присоединившись к своим товарищам , рухнул на колени рядом .
Согнув руки в локтях и возздев ладони к небу , они все вместе , как будто повинуясь какому-то внутреннему, единому командному голосу , стали чуть слышно творить одним им ведомую молитву и периодически синхронно кланялись до самой земли , зарываясь лицом в свежевыпавший снег . И в зловещей тишине , что воцарилась на мгновение над парком , как- будто в преддверии чего-то ужасного и неотвратимого , всё происходящее казалось озябшей растерянной Ленке каким-то странным , пугающим сном . Образ окровавленной , умирающей в родах в машине реанимации незнакомой девушки не давал покоя и будоражил воображение. Ленка в каком-то оцепенении уставилась в жёлтый с красной полосой бок скорой , как вдруг перед её мысленным взором отчётливо возникло бледное скуластое лицо Саният с полными глазами отчаяния и надежды , и в ту же секунду из машины раздался крик младенца .
Толпа вдруг оживилась , зарокотала ,забурлила .Угрюмые сосредоточенные лица заулыбались , и все с надеждой устремили взоры на заднюю дверь скорой , откуда несколько минут спустя вышел пожилой доктор . Мгновенно поднявшись с колен , Расул тут же бросился к нему.
- Вы кто ? - Спросил устало Александр Николаевич .
- Я муж её ! Доктор , дорогой , как она ? Как моя девочка , моя Саният ? -
- Джигит у вас родился . Здоровый , крепкий , килограммов на пять , не меньше … - Сказал Александр Николаевич , как-то странно отводя взгляд в сторону.
- Мальчик ! Сын ! Как же мы все этого ждали ! Как же я этого ждал ! Анвар , Рахим , племянник у вас ! - С этими словами Расул повернулся к своим братьям и начал что-то возбуждённо говорить им на своём языке , а потом снова обернулся к доктору и уже на -русском спросил .
- А Саният ? Как она ? Мне можно к ней …, к ним ? Я только на минуту , пожалуйста , доктор ! Только на минуту ! Я отблагодарю , доктор ! - Возбуждённый Расул рвался вовнутрь машины .
Александр Николаевич вдруг решительно взял Расула за руку и глядя ему прямо в глаза , произнёс :
- Ваша жена умерла . Мы сделали всё , что было в наших силах . Очень большая кровопотеря . Мы не смогли … Эх , ей бы с такой сложной беременностью в больнице лежать , а не в парке гулять … Ваша жена ушла , но дала жизнь вашему сыну , большому , здоровому мальчику. У вас есть сын , вы слышите меня ? Его мы спасли . Ей , вон , спасибо скажите … Ещё бы чуть -чуть ... - Доктор кивнул головой в сторону Ленки , и , отойдя в сторону ,закурил . Много раз за всю его долгую жизнь ему приходилось сообщать людям страшную весть , и всякий раз , глядя в полные надежды глаза , мужество покидало его и он чувствовал себя абсолютно беспомощным перед лицом чужого горя .
Вот и сейчас он , с болью в сердце , наблюдал , как большой сильный мужчина пытается совладать с собой , и каменея лицом , сдерживается , чтобы не зарыдать .
- Я … хочу увидеть ЕЁ … и сына … Я ДОЛЖЕН ЕЁ УВИДЕТЬ ! - Расул казался спокойным . Его тёмные , почти чёрные глаза тяжёлым взглядом буравили доктора . -
- Нет, вам туда нельзя . Да и ребёнка нужно срочно везти в стационар … В этих условиях мы не можем обеспечить ему необходимую помощь . Держитесь , слышите , держитесь ради сына . Садитесь в машину и езжайте за нами следом . Там …, всё там на месте , всё …там… - Зачем - то повторил Александр Николаевич . Он многое бы отдал , лишь бы не видеть этих пронзительных , полных боли глаз . Резко развернувшись , доктор бросил водителю скорой : "Едем!» ,сел рядом и захлопнул дверь .
Расул с минуту стоял неподвижно , и вдруг взгляд его упал на стоящую неподалёку застывшую фигуру Ленки . Подавленная , с глазами полными слёз , она всё ещё была здесь и совсем не отдавала себе отчёта , что же ей теперь делать . Уже давно стемнело , пора было идти домой , где её ждали муж и сыновья , но какая-то неведомая сила удерживала её на месте и не давала сделать и шага замёрзшим ступням , которые Ленка машинально пыталась согреть , сжимая и разжимая пальцы . Расул молча подошёл к ней и обхватил её озябшие руки своими большими тёплыми ладонями .
- Ты последняя , кто видел мою девочку в сознании , Лена , благослови тебя Аллах ! Ты держала мою Саният за руку , и тебе она сказала свои последние слова . Вот , возьми ! - С этими словами мужчина вынул из нагрудного кармана куртки короткие , отливающие серебристым блеском массивные бусы с подвеской в виде такой же серебряной кисточки , и на мгновение задержав на них взгляд , словно любуясь , бережно протянул их Ленке .
- Теперь они твои . Это - тасбих . Кумуш тасбих .- Расул с трудом подбирал слова. - По - вашему - чётки . Они из серебра. Это чётки моей Саният. -
Ленка невольно отпрянула , не решаясь взять столь ценный подарок , но Расул решительно надел ей чётки на правую руку и продолжал:
- Они очень старые , даже древние . Никто не знает , сколько им лет , а может и веков . В роду Саният по старинной традиции эти чётки всегда передавались от матери только старшей дочери и оберегали женщин рода Саният от злых духов .Я любил её , когда она была совсем ещё ребёнком , и сколько помню себя , я всегда её любил. Она была единственной дочерью у своих родителей , и у неё никогда не будет дочери, которой она смогла бы передать эти чётки , по-этому они твои . Пусть теперь они оберегают тебя , как оберегали мою девочку , мою маленькую любимую Саният . Вчера моя девочка забыла свой оберег в машине , а сегодня…, сегодня Аллах отвернулся от неё… - Расул , дав волю эмоциям , рыдал . Слёзы катились по его щекам и крошечными осколками огромного горя застывали в густой , чёрной , как смоль, окладистой бороде Расула , мерцая при тусклом свете паркового фонаря.
Они стояли одни на обезлюдевшей аллее парка . Толпа давно разошлась и лишь поодаль , в заведённой машине , за ними с тревогой наблюдали братья Расула .
- Мне пора .- Расул отпустил Ленкины руки и впился глазами в её заплаканное лицо . - Вспоминай ЕЁ хоть иногда , вспоминай мою маленькую горькую Саният ! - И , повернувшись , зашагал прочь .
Расул , погоди ! - Вдогонку крикнула ему Ленка .- Как ты сына назовёшь ? -
- Искандером ! Александром по-вашему. - Крикнул Расул , садясь в машину. И уже секунды спустя , его автомобиль , взметая колёсами фонтаны снега в стороны , рванул с места и мигом растворился в морозной темноте большого города , а Ленка , проводив его печальным взглядом , побрела к выходу из парка , машинально перебирая пальцами в кармане серебряные чётки Саният .
Ей было грустно , но вместе с тем какое-то странное тепло разливалось по всему телу , окоченевшие ноги и руки согрелись , как-будто кто-то невидимый укрыл Ленку мягким тёплым пледом . И невесёлые мысли , сопряжённые с недавно разыгравшейся трагедией , постепенно сменялись привычными , повседневными ...
Мои-то , поди , голодные сидят ! - Спохватилась вдруг Ленка . Снова пошёл снег , который в считанные минуты укрыл землю , белым пушистым слоем .
Ленка отряхнулась , натянула на голову капюшон и поспешила домой.