19 апреля 1943 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, который предусматривал применение к «немецким, итальянским, румынским, венгерским, финским фашистским злодеям» и их пособникам смертной казни через повешение. Позже трибуналы стали также квалифицировать их деяния по Закону № 10 «О наказании лиц, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира и человечности» от 20 декабря 1945 года.
Больше всего судебных процессов, на которых применялись эти правовые нормы, было проведено в 1943-1947 годах на Украине. Наш рассказ - о 7 самых крупных и резонансных, как сейчас говорят, судах - в городах Краснодоне, Харькове, Киеве, Николаеве, Чернигове, Сталино (Донецке) и Полтаве.
1. Краснодон. Август 1943 года
В августе 1943 года в шахтерском городе Краснодоне военным трибуналом войск НКВД Луганской области под председательством полковника юстиции Кабаненко было рассмотрено дело по обвинению лиц, причастных к гибели "молодогвардейцев".
На скамье подсудимых находились – М.Е. Кулешов, В.Г. Громов, Г.П. Почепцов и И.Т. Чернышев. Они обвинялись в измене Родине по ст. 54-1 п. «а» УК УССР.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что аресты членов «Молодой гвардии» были проведены в начале января 1943 года. Схватили около пятидесяти человек. Их жестоко пытали. А когда Красная Армия подходила к Краснодону, сбросили живыми в пятидесятиметровый шурф шахты и забросали его камнями и вагонетками.
Пять месяцев существовала подпольная организация. И ровно столько же длилось следствие по делу предателей «Молодой гвардии». Представ перед судом, подсудимые всячески изворачивались, перекладывая вину друг на друга. Например, Кулешов, юрисконсультант Краснодонской полиции по криминальным делам, отрицал свое участие в проведении следствия по делу «Молодой гвардии», но был изобличен Почепцовым и другими свидетелями.
М.Е. Кулешов, В.Г. Громов и Г.П. Почепцов были приговорены военным трибуналом к смертной казни и согласно решению Военного Совета Юго-Западного фронта 19 сентября 1943 года публично казнены. И.Т. Чернышев был признан невиновным и из-под стражи освобождён.
2. Харьков. Декабрь 1943 года
В декабре 1943 года состоялся судебный процесс в Харькове. Один из комментаторов американской радиокомпании «Колумбия» назвал его «первым настоящим судом над военными преступниками во всей истории».
Заседание военного трибунала 4-го Украинского фронта проходило с 15 по 18 декабря 1943 года в уцелевшем здании театра имени Т.Г. Шевченко. Вел судебное разбирательство председатель трибунала фронта генерал-майор юстиции А.Н. Мясников.
На скамье подсудимых – заместитель командира роты СС при харьковской зондеркоманде СД унтерштурмфюрер СС Ганс Риц; офицер военной контрразведки капитан Вильгельм Лангхельд, чиновник тайной полиции Рецлав и их пособник Буланов. Все они принимали активное участие в расстрелах и зверствах над военнопленными и мирными жителями. Хотя и являлись второстепенными фигурами. Но основные действующие лица, устроившие геноцид на харьковской земле, на процессе также были названы поименно. А их злодеяния зафиксированы в судебных материалах.
Как видно из приговора, «в период временной оккупации города Харькова и Харьковской области немецко-фашистскими захватчиками расстреляно и повешено, заживо сожжено и удушено посредством окиси углерода свыше 30 000 мирных, ни в чем не повинных граждан, в том числе женщин, стариков и детей».
Все четверо лиц, представших перед военным трибуналом, были признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных частью первой Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, и приговорены к смертной казни через повешение.
3. Киев. Январь 1946 года
С 17 по 28 января 1946 г. в Киевском доме офицеров заседал военный трибунал Киевского военного округа под председательством полковника юстиции Т.Л. Сытенко. Государственное обвинение поддерживал генерал-майор юстиции А.А. Чепцов.
На скамье подсудимых находились 15 военнослужащих германской армии, чинивших злодеяния на территории Украины. Среди них – бывший начальник охранной полиции и жандармерии Киевской и Полтавской областей группенфюрер (генерал-лейтенант полиции) П. Шеер; бывший комендант тыла 6-й армии на территории Сталинской и Днепропетровской областей, военный комендант Киева группенфюрер К. Буркхардт; бывший командир 213-й охранной дивизии Г. Фон-Чаммер унд Остен Эккардт; бывший гебитскомиссар Мелитопольского округа обер-штурмфюрер СС Г. Хейниш и другие немецкие военнослужащие.
Трибуналом были установлены многочисленные факты нацистских злодеяний. Так, группенфюрер СС Пауль Шеер организовывал облавы киевлян (в Германию угнали 142 тысячи чел.); руководил массовыми расстрелами в Бабьем Яру (погибло около 150 тысяч советских граждан, в основном - евреев); устраивал карательные акции против партизан и мирного населения. Другой группенфюрер СС, Карл Буркхардт, также отвечал за уничтожение мирного населения и насильственную отправку людей в Германию и был организатором шести лагерей военнопленных, где в нечеловеческих условиях умерли сотни заключенных. Бригаденфюрер СС Эккарт Ганс фон Чаммер унд Остен чинил злодеяния над мирным населением в Полтавской области... По приказам Георга Хейниша расстреляли более тысячи детей в Мелитополе...
29 января 1946 года на площади им. Калинина (ныне – Майдан Незалежности) состоялась казнь 12-ти осужденных фашистов, трое были приговорены к каторжным работам.
4. Николаев. Январь 1946 года
Перед военным трибуналом под председательством полковника юстиции Зонова, заседавшем в помещении Русского драмтеатра имени В.П. Чкалова в г. Николаеве, предстали 9 нацистов во главе с генерал-лейтенантом Германом Винклером. Ое был комендантом города. Рядом с ним на скамье подсудимых - начальник СД Г. Санднер, начальник жандармского управления области М.Л. Бютнер, начальник жандармерии г. Херсона Ф. Кандлер, начальник охранной полиции Ф. Витцлеб и др.
Они обвинялись в совершении военных преступлений на территории Николаевской области: массовых убийствах советских граждан, насильственном угоне гражданского населения в Германию. разрушении объектов г. Николаева перед отступлением и др.
Материалами чрезвычайной госкомиссии по расследованию злодеяний фашистов и следственными материалами было установлено, что за период оккупации расстреляно 74600 граждан, угнано 25000 человек, уничтожено 30680 военнопленных, причинен материальный ущерб народному хозяйству на сумму свыше 17 млрд. руб.
17 января 1946 года обвиняемые были признаны виновными в указанных преступных действиях. Все, кроме Ф. Кандлера и И. Хаппа, которых трибунал приговорил к каторжным работам, были повешены в центре Базарной площади г. Николаева.
5. Чернигов. Ноябрь 1947 года
17-25 ноября 1947 года в кинотеатре им. Щорса г. Чернигова проходил суд над 3 немецкими преступниками - подполковниками Бруно Баиером, Стефаном фон Тюльфом, командиром военного округа Генрихом Дросте и 13 венгерскими преступниками во главе с генерал-лейтенантом Золтаном Алдя-Папом и 4 генерал-майорами (Ласло Сабо, Иштван Бауман, Дердь Вуковари и Геза Эрлих).
Их судили за преступления, совершенные на советской оккупированной территории: уничтожение гражданского населения под предлогом борьбы с партизанами, истребление советских военнопленных, грабежи и разрушение населенных пунктов.
Установлено, что преступники зверствовали на Черниговщине. Только 102-я и 105-я венгерские дивизии (командиры - Карой Боганьи и Золтан Алдя-Пап) за один месяц (март 1942 года) уничтожили 10 132 человек (в своих отчетах они писали - партизан), тогда как части группы армий «Центр» за 4 месяца (за апрель — июнь 1942 года) уничтожили 11 203 человек.
В суде была оглашена Директива № 10 венгерского генштаба, подписанная генерал-полковником Сомбатхейи (1), в которой предписывалось "самыми жестокими методами осуществлять оккупационную службу, не останавливаясь перед сожжением населенных пунктов, убийством мирных граждан, заподозренных в связях с партизанами, и конфискацией у населения продовольствия и скота".
Так, по приказу Алдя-Папа (2) была сожжена деревня Загребельная Слобода в Щорском районе, вместе с 80 жителями (более половины из них - дети). По приказу Ласло Сабо в селе Дубишки было убито 132 жителя и сожжено 135 домов. По приказу немецкого подполковника Бруно Баиера была сожжена Корюковка со всеми жителями. Это было самое крупное по числу жертв уничтожение одного населенного пункта, вошедшее в анналы истории как "корюковская трагедия" (было сожжено порядка 7000 человек).
25 ноября 1947 года трибунал огласил приговор. Каждому из 16-ти подсудимых суд назначил 25 лет исправительно-трудовых лагерей (смертная казнь в СССР была отменена).
6. Сталино (Донецк). Октябрь 1947 года
Судебное заседание проходило 24–30 октября 1947 года в Сталинском областном театре оперы и балета, под председательством генерал-майора юстиции Коровайкова.
На скамье подсудимых находились 12 военных преступников - К. Репке, Г. Вильгельм. Г. Лукас, Г. Цандер, Р. Ягов, В. Леснер, Г. Рех и др.
Всего на территории Сталинской области, по данным чрезвычайной госкомиссии по расследованию злодеяний нацистов, они уничтожили 174 416 мирных граждан и 149 367 военнопленных, насильственно угнали в Германию 252 000 человек. Между тем, каждому подсудимому были предъявлены конкретные обвинения.
Генерал пехоты Курт Репке, командир 46-й пехотной дивизии, в сентябре-ноябре 1943 года, при отступлении отдал несколько зверских приказов: разграбить и уничтожить населенные пункты Донбасса - создать «зону пустыни»; не брать советских солдат в плен, расстреливать их на месте.
Оберст (полковник) Леонард Крач, командир 72-го гренадёрского полка, организовал поджоги до 20 селений, угон в немецкое рабство несколько тысяч человек, сам лично расстрелял 15 советских военнопленных.
Оберлейтенант Вильгельм Георг, комендант ортскомендатуры города Константиновки, производил в этом городе массовые аресты и расстрелы мирных жителей. Вместе со своим помощником Г. Рехом они расстреляли около 200 человек, угнали в Германию и сожгли город.
Роттер Вильгельм, офицер зондеркоманды, со своим подразделением расстрелял и повесил десятки людей в Одессе, Николаеве и Донбассе (Горловка, Никитовка).
30 октября 1947 года трибунал огласил приговор: К. Репке, Г. Вильгельм. Г. Лукас, Г. Цандер, Р. Ягов, В. Леснер, О. Цехендорф, В. Роттер, Г. Рех и В. Регитчниг получили по 25 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях каждый. Л. Крач был приговорен к 20 годам, В. Гааргаус — к 15.
7. Полтава. Ноябрь 1947 года
Судебный процесс военного трибунала под председательством полковника Сватенко начался 22 ноября 1947 года в здании театра имени Н.В. Гоголя.
Государственное обвинение поддерживал военный прокурор генерал-майор юстиции Чертков.
На скамье подсудимых оказались 22 фашистских карателя из танковой дивизии СС «Мертвая голова». В их числе были бригаденфюрер СС Беккер и генерал-лейтенант гитлеровской армии Шартов.
Судом установлено, что фашисты в Полтавской области уничтожили 221895 мирных жителей и военнопленных, в рабство было угнано 156629 человек. Особенно враги зверствовали перед отступлением. Оставляя Полтаву, нацисты сжигали и взрывали город, выбегавших из горящих зданий людей, «расстреливали на улице или бросали в огонь живыми со связанными руками и ногами, уничтожали не только мужчин, но и женщин, и детей». Об этом сказано в исследованном трибуналом «Акте о преступлениях, совершённых немецко-фашистскими захватчиками в г. Полтаве». В этом документе приведены многочисленные конкретные примеры: 12 человек живьём сожгли в одном из домов на улице Октябрьской; убили возвращавшегося домой из церкви священника Сахарова; облили бензином и сожгли, бросив в горящую баню старика Добрунова, туда же швырнули подвернувшихся им под руку детей; убили врачей Фролова и Калинкина…
Военный трибунал приговорил 21 нациста к максимальной тогда мере наказания – 25 годам заключения в исправительно-трудовых лагерях каждого; подсудимый Р. Хундте был приговорен к 20 годам.
Хельмут Беккер в Воркутинском лагере был позже осужден военным трибуналом Донского военного округа за саботаж к смертной казни. Приговор приведен в исполнение 18 февраля 1953 года. Остальные нацисты в 1955 году были отпущены в ФРГ. О том, почему это произошло, - раньше уже писал. Можно прочесть ЗДЕСЬ:
(1) 22 мая 1946 года венгерский суд приговорил Ференца Сомбатхейи к тюремному заключению, но затем его передали югославскому суду, по приговору которого он был казнен как военный преступник.
(2) Золтан Алдя-Пап стал священником, занимался миссионерской деятельностью в Индии и Нидерландах. В Венгрии его чтят, как праведника.