Дорога при строительстве перерезала глинистый холм. Через некоторое время в отвесной глинистой стене появились птичьи норки, возможно, первыми там устроились ласточки-береговушки (до озера отсюда недалеко). Может быть, пестрые щурки оборудовали здесь гнезда на виду недалекой пасеки (щурки всегда тянутся к пчелам). Маленький птичий Качи-Кальон (Качи-Кальон – кто не помнит, это пещерное поселение монахов в Крыму) не разрастался, но и не умирал. Хотя его обитателей мне все не удавалось застать на месте. И я только предполагал, кто построил этот город на круче.
Но вот на холме, над «Качи-Кальоном», я увидел обыкновенную каменку. Сначала подумал, птица здесь охотится, вылавливает из норы, как из проруби, свой обеденный улов. Однако поведение каменки заставило меня усомниться в этих предположениях.
Птица с добычей не улетала от дырки в обрыве, а наоборот, сносила сюда жуков-гусениц, терпеливо дожидалась, когда я отойду чуть подальше, ныряла в глинистую норку. И показывалась оттуда уже без обеденного груза.
Вскоре я разобрал, что птиц двое. Еще и самка каменки тут (у ней охристые тона на белой груди и охвостье). Я снимал каменку на пороге норы и все сильней уверялся: здесь у них гнездо. С птенцами. А один раз мне удалось задокументировать, как каменка-самец терпеливо дожидается у подземного гнезда своей очереди, а в это время из норы стремительно выныривает его подруга. Кадр получился смазанным (действие было быстрым), но вполне годился в качестве доказательства: пара каменок здесь живет. Это не противоречит тому, что известно о каменках. Они любят селиться в каменистых осыпях, в расщелинах скал, в выемках на крутых обрывах.
Думаю, сначала птицы прилетали сюда за насекомыми. Смело ныряли в глубину естественного углубления, образовавшегося в стенке обрыва, выбирали оттуда всех червяков, гусениц, жуков. А потом, когда пришла пора вить гнезда – решили не заморачиваться. Подземный дворец показался им вполне подходящим для продолжения потомства. Естественное углубление они расширили, натаскали туда сухую траву для подстилки. Самка отложила в гнезде голубоватые яйца. И вскоре семейство стало многодетным.