После того как половцы стали хозяевами Дикого поля они присвоили лучшие кочевья себе. И видимо забыли, что раньше их сюда пришли печенеги и гузы. Часть печенегов и гузов (огузы) ушла в приграничные земли русичей, где осела в качестве пограничников-федератов.
В начале XI века Византийская империя также приняла и поселила часть печенегов на Придунавье. Но позже этих печенегов ждала печальная участь и их вырезали после битвы при Левунионе 1091 года.
Еще какая-то часть печенегов ушла в Венгерское королевство. Венгры видимо не стали вспоминать обиды их прадедов, у которых печенеги вырезали семьи. Еще в первой половине X веке король Золтан поселил печенегов на северо-западном пограничье и даже женил сына Токсона на печенеженке. Токсон уже будучи королём принял ко двору печенежского хана Тонузобу. Ему дали кочевья вдоль северной границы страны – на Тисе. Потом принял еще двух ханов – Билу и Баксу. Им дали город Пешт. При сыне Токсона в конце X века в Венгрию откочевали еще несколько печенежских ханов со своими ордами.
- На приграничье Руси пришлые гузы и печенеги получили имя Тороки. То есть тюрки. Они имели навыки оседлости и быстро освоились рядом с русичами. Возникали и конфликты:
«…заратишася торци переяславстии на Русь, Всеволод же посла на не сына своего Володимера, Володимерже шед побив тороки…» (ПСРЛ, II, с. 196).
Обычно землями тороков считается только Поросье. Но в реальности кочевники постепенно получали (или сами брали) земли западнее Днепра. Их кочевья доходили до границ с Галицким и Волынским княжествами.
Отдельно от тороков кочевали также полуоседлые и многочисленные берендеи. Ни этимология, ни происхождение этого этноса не имеют точной исторической привязки.
- По осторожному мнению автора берендеи это осколки Аваского каганата. Первым каганом каганата был Баян. После разгрома аваров часть их откочевала с Подунавья в Дикое поле. Именно их упоминают арабские географы как огузское племя Баяндур. В русском языке стали берендеями.
Политика формирования федератов из кочевников связана с умным и дальновидным русским князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом.
Еще в 1103 году Владимир привел на Русь «печенеги и торки с вежами». А в 1117 году на Русь пришли опытные вои-пограничники из числа потомков русских дружинников и огузских батыров, которых оставил в крепости Белая Вежа (Саркел) ещё Святослав. Всё степняки селились вокруг укрепленных городков Поросья, где жили совместно со славянским населением. Конечно смешиваясь!
Тороки не были постоянными вассалами одного киевского князя. Они постоянно переходили на службу к другим приграничным князьям. И принимали активное участие в междоусобицах. Но при этом всегда жили в Поросье.
Только в 1146 году киевские князья устав от этой свистопляски окончательно оформили Поросье за собой. Все кто жил здесь получили наименование "Чёрные клобуки". Они принесли вассальную клятву киевскому князю Изяславу:
- «…и ту прислашася к нему чернии клобуци и все Поросье и рекоша ему: ты наш князь, а Ольгович не хочем; а поеди в борзе, а мы с тобою» (ПСРЛ, II, с. 328).
Видимо жилось им неплохо, так как по смерти Изяслава в 1154 году:
- «…и плакася по нем вся Рус кая земля и вси чернии клобуци и яко по цари и господине своем, наипаче же яко по отци…» (ПСРЛ, II, с. 469).
С Изяслава черные клобуки стали наиболее верными вассалами киевских князей.
Так сформировался политический союз кочевых племен Поросья, основная цель которого служить киевским князьям. Помимо него в приграничных землях русичей продолжали кочевать независимые друг от друга кочевые орды. Они с удовольствием участвовали в междоусобицах и присягали тому князю, которому было выгодно служить. Это торки, берендеи, печенеги, ковуи, турпеи, каеничи, бастии.
Отдельно следует упомянуть так называемых "диких половцев". Дикие означало не крайне низкое материальное состояние а то, что они не относились к крупным половецким объединениям. Видимо это были половецкие ватаги, прибивавшиеся к русскому приграничью, где участвовали в междоусобицах.
Также, наравне с "дикими половцами" в приграничье бродили бродники. Это видимо славянские элементы, отбившиеся от традиционного общинного общества. Они также занимались участием в междоусобицах, крали скот, занимались охотой и рыболовством.