Мы знаем, что в начальной школе ребёнок должен освоить основополагающие навыки: письмо, чтение, счёт. В силу разных обстоятельств достижение этих простых, казалось бы, целей представляет сложности.
- Дети не понимают, зачем им это надо.
- Детям трудно, у них не получается.
- Детям не нравится формируемый навык.
Пункт первый почти невозможно исправить. Должно пройти время, чтобы ребёнок осознал необходимость умения. Не приходит осознание на начальном этапе. Редкие исключения есть, однако в большинстве случаев школьники что-то делают, не отдавая себе отчёта, зачем они делают.
Пусть так. Тоже хорошо.
Пункты 2-3 связаны между собой неразрывно. Если получается, то нравится. Если не получается, то и наоборот. Здесь многие родители допускают ошибку: увидели, что получилось написать красиво букву "а", и давай впихивать всё остальное, не ссылаясь на мнение подопечного.
Так мы сами срываем формирование навыков и закладываем негативное отношение к обучению.
Не стоит торопиться, друзья!
А что тогда стоит?!
Мы хотим, чтобы ребёнок научился писать, считать и читать. Требуем, призываем, уговариваем, манипулируем и так далее. Что мы говорим?
"Напиши красиво!"
"Посчитай быстро/правильно!"
"Прочитай с выражением!"
Хорошие призывы, верные. А я предлагаю сместить акцент с результата на процесс:
"Выполни от начала до конца, а потом обсудим, как у тебя получилось".
Хорошо будет, если мы научим ребёнка выполнять самостоятельно разные виды деятельности от и до. На старте не так уж и важно, как он сделает. Главное, чтобы была выполнена задача. От начала до конца. Чтобы не бросать на полдороги из-за того, что:
- не получается;
- не хочется;
- надоело;
- устал и всякое такое.
Пусть объём выполняемого задания будет небольшой. Важнее не количество и даже не качество, а старт-финиш. Так мы отвлечём ученика от страха, что он напишет некрасиво или прочитает без выражения. Перенесём вес на сам процесс.
Когда мне, репетитору, на уроки приводят маленького ученика, я первым делом формирую именно этот навык. А дальше уже корректирую: "Тут можно красивее написать, а здесь громче прочитать".
Итак:
- Даём простое небольшое задание.
- Даём неограниченное время.
- Если справился с нормой "от и до", хвалим, вносим позитивную коррекцию, затем увеличиваем объём и усложняем задание. Только постепенно.
Я намекаю на лето, друзья. За три месяца можно многое успеть. Нет, не призываю просидеть все каникулы за тетрадками.
Лёгкие и полезные занятия никому не повредят. Уверена👍
Пишу с планшета, проверяла с пристрастием. Но он меня исправляет, шельма. Не ругайте, пожалуйста, за ошибки🙏😏
Важное!
Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.