Найти в Дзене
Просто Училка

"Сместите акцент!" Технический совет по формированию навыков начальной школы

Мы знаем, что в начальной школе ребёнок должен освоить основополагающие навыки: письмо, чтение, счёт. В силу разных обстоятельств достижение этих простых, казалось бы, целей представляет сложности.

  1. Дети не понимают, зачем им это надо.
  2. Детям трудно, у них не получается.
  3. Детям не нравится формируемый навык.

Пункт первый почти невозможно исправить. Должно пройти время, чтобы ребёнок осознал необходимость умения. Не приходит осознание на начальном этапе. Редкие исключения есть, однако в большинстве случаев школьники что-то делают, не отдавая себе отчёта, зачем они делают.

Пусть так. Тоже хорошо.

Пункты 2-3 связаны между собой неразрывно. Если получается, то нравится. Если не получается, то и наоборот. Здесь многие родители допускают ошибку: увидели, что получилось написать красиво букву "а", и давай впихивать всё остальное, не ссылаясь на мнение подопечного.

Так мы сами срываем формирование навыков и закладываем негативное отношение к обучению.

Не стоит торопиться, друзья!

А что тогда стоит?!

Мы хотим, чтобы ребёнок научился писать, считать и читать. Требуем, призываем, уговариваем, манипулируем и так далее. Что мы говорим?

"Напиши красиво!"

"Посчитай быстро/правильно!"

"Прочитай с выражением!"

Хорошие призывы, верные. А я предлагаю сместить акцент с результата на процесс:

"Выполни от начала до конца, а потом обсудим, как у тебя получилось".

Хорошо будет, если мы научим ребёнка выполнять самостоятельно разные виды деятельности от и до. На старте не так уж и важно, как он сделает. Главное, чтобы была выполнена задача. От начала до конца. Чтобы не бросать на полдороги из-за того, что:

  • не получается;
  • не хочется;
  • надоело;
  • устал и всякое такое.

Пусть объём выполняемого задания будет небольшой. Важнее не количество и даже не качество, а старт-финиш. Так мы отвлечём ученика от страха, что он напишет некрасиво или прочитает без выражения. Перенесём вес на сам процесс.

Когда мне, репетитору, на уроки приводят маленького ученика, я первым делом формирую именно этот навык. А дальше уже корректирую: "Тут можно красивее написать, а здесь громче прочитать".

Итак:

  1. Даём простое небольшое задание.
  2. Даём неограниченное время.
  3. Если справился с нормой "от и до", хвалим, вносим позитивную коррекцию, затем увеличиваем объём и усложняем задание. Только постепенно.

Я намекаю на лето, друзья. За три месяца можно многое успеть. Нет, не призываю просидеть все каникулы за тетрадками.

Лёгкие и полезные занятия никому не повредят. Уверена👍

Пишу с планшета, проверяла с пристрастием. Но он меня исправляет, шельма. Не ругайте, пожалуйста, за ошибки🙏😏

Важное!

Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.