Найти тему

Что делать, если ребенок не разговаривает?

Новосельцева Галина Логопед дефектолог 
Краснодар
Новосельцева Галина Логопед дефектолог Краснодар

В этой статье описан пошаговый план: к каким специалистам обратить в первую очередь, на что обратить внимание дома.

"Первые слова рождаются не из звуков «гуления», а из тех звуков языка, которые ребенок усваивает из слышимой им речи взрослого"

Александр Романович Лурия

Часто родители малыша 1-2-х лет, гуляя со своим ребенком на детской площадке, обнаруживают, что сверстники уже говорят слова и предложения, а собственный ребенок еще даже «мама» не произносит. Сразу возникает вопрос: «Что же делать?». Ведь многих, абсолютно справедливо, уже не устраивают утешения бабушек и родственников, что надо подождать - сам разговориться.

Как логопед со стажем более 20 лет предлагаю действия для родителей в завистмости от состояния здоровья ребёнка.

1.Узнайте, как должен говорить ребенок в разном возрасте. Или прочитайте статью «Когда дети начинают говорить» на www.galinanovoseltseva.ru.

2.Если у вашего малыша есть хронические соматические заболевания, приведите состояние организма ребенка в состояние ремиссии.

3.Проверьте физический слух у ребенка - сделайте аудиоскриннинг. У ребенка может быть снижен слух на одно ухо. Направление на аудиоскриннинг дает отоларинголог.

4. Если у малыша есть неврологические заболевания, или он стоит на учете у невролога – посетите невролога и начните лечение.

5.Получите консультацию гастроэнтеролога на предмет усвоения лактозы, непереносимости глютена и других проблем с кишечником, если у малыша бледная кожа, есть проблемы со стулом, плохо набирается вес, появляются шелушащиеся пятна на коже неясного происхождения, немотивированная агрессия.

6.Обратите внимание на состояние крупной моторики ребенка и эмоциональное состояние. Что должно настораживать. Крупная моторика: ходьба на носочках, скрежет зубами, частые падения на ровном месте, отсутствие указательного жеста. Эмоциональное состояние: не смотрит в глаза, не играет игрушками, беспокойно спит, просыпается от малейшего звука, часто вздрагивает, немотивированные истерики, нарушение режима сна и бодрствования. Со всеми жалобами обратиться к неврологу и начать лечение при необходимости.

7.Сходите на прием к остеопату и проверить состояние костно-мышечной системы.

8.Проверить дома самостоятельно (или с помощью логопеда, дефектолога или нейропсихолога), понимает ли ребенок речь.

Встаньте за спину малыша и позовите его по имени один раз. Если малыш обернулся, есть большая вероятность, что речь он слышит.

Положите перед малышом 3 игрушки: мячик, машинка, кукла (медведь или кубик), назвать их. Попросить. «Дай мне мячик, дай мне машинку, дай мне куклу». Если ребенок выполнил хотя бы одну из трех просьб, значит обращенную речь он понимает.

Если малыш просьб не выполняет, следует у него развивать понимание речи в домашних условиях или со специалистом (логопедом, дефектологом или нейропсихологом).

9.Проверить самостоятельно (или с помощью логопеда, дефектолога или нейропсихолога), может ли ребенок говорить, (т.е. мелкую и речевую моторику).

- во время игры предложить жестами малышу похлопать в ладоши, постучать кулачком по столу, показать «класс» - большой палец вверх, поиграть в «сороку- ворону» - поводить пальчиком по ладошке, показать один – поднять указательный палец вверх. Если ребенок с двух-трех раз справляется хотя бы с тремя из перечисленных просьб, значит пальчиковая моторика сохранна.

- во время игры подвести малыша к зеркалу и предложить надуть щечки, показать язык, подуть (сдуть свечку), поиграть в «рыбку» (сжать губы и открывать рот с характерным звуком).

Если малыш справился с двумя из 4-х заданий, то речевая моторика сохранна и малыш может произносить слова.

Представленная информация размещена с целью ознакомления и не является основанием для постановки диагноза ребенку. Во всех случаях требуются консультации специалистов.

07 апреля 2023

Новосельцева Галина Викторовна

Логопед дефектолог

г.Краснодар

+7-928-271-261-8

galinanovoseltseva.ru