Витамин К представляет собой не отдельное вещество, а целое семейство жирорастворимых соединений. В природе встречается в двух формах: филлохинон (К1), и менахиноны (К2), в которых боковая цепь может варьироваться от 4 до 13 пренильных остатков.
Так как мы живём не в Японии, где люди не испытывают дефицит витамина К, из-за особенностей питания, для обеспечения полного карбоксилирования Gla-белков, необходимых для предотвращения все более длинного списка возраст-ассоциированных заболеваний, связанных с недостаточностью витамина К2 в наших условиях, необходим его дополнительный приём
Он необходим не только для долгосрочного здоровья сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем, но и для мозга и нервной системы, а также для регуляции чувствительности к инсулину и процессов его производства, и стабильности генома/предотвращение рака.
Витамин К играет важную роль в предотвращении дегенеративных заболеваний, связанных с возрастом, поскольку он является необходимым кофактором для фермента γ-глутамилкарбоксилазы, который превращает белки глутамата (Glu) в белки (Gla). Только полностью карбоксилированные Gla-белки участвуют во многих важных процессах в организме, включая свертывание крови (K1); костный метаболизм, восстановление сосудов, предотвращение кальцификации сосудов, деление и пролиферация клеток, развитие миелина и передача сигнала; чувствительность к инсулину и метаболизм глюкозы (K2). Противовоспалительное действие К1 также предполагает защитную роль этой формы витамина К в отношении возрастных хронических заболеваний, включая остеопороз, сердечно-сосудистые заболевания, диабет 2 типа, остеоартрит и болезнь Альцгеймера.
Самым богатым пищевым источником K2 являются японские ферментированные соевые бобы натто, которые производятся с помощью Bacillus natto - бактерии, превращающей K1 в MK-7 (менахинон с 7 остатками). За пределами Японии наиболее важным диетическим источником витамина K2 является сыр, содержащий MK-8 и MK-9. Например, бактерии Proprioni, ферментирующие швейцарский сыр Эмменталь и норвежский сыр Ярлсберг, производят МК-9. Однако концентрация K2 в сыре в 20-40 раз ниже, чем в натто. Мясо и яйца являются наиболее распространенными источниками К2 в форме МК-4; концентрация K2 в мясе и яйцах более чем в 40 раз ниже, чем в натто.
Витамин K1 в достаточных количествах содержится в листовой зелени. Увеличение её потребления следует поощрять, поскольку она также содержит мало калорий, много клетчатки и богата многими другими микроэлементами, необходимыми для здорового старения. Тем не менее, японцы, потребляя в достаточном количестве ферментированные соевые бобы натто в своей диете, легко могут получать суточную дозу > 150 мкг MK-7 ⁸⁴.
Западная диета не может обеспечить достаточное количество витамина K2, без увеличения рисков развития других хронических дегенеративных заболеваний. Поэтому рекомендуется обеспечивать защитный уровень витамина К2 с помощью пищевой добавки вместе с нежирными молочными продуктами (для тех, у кого нет непереносимости лактозы или реакции на молочный белок). Тогда возникает вопрос, какие дополнительные MK формы и в какой дозировке будут оптимальными? Мы предлагаем в день дозировку в диапазоне 45-90 мкг витамина K1 плюс 100-200 мкг витамина K2 в виде МК-7 формы. Нижний предел диапазона доз, вероятно, будет достаточным для практически здоровых людей, особенно потому, что МК-7 накапливается в тканях, чтобы обеспечить резерв. Людям с состояниями, связанными с недостаточностью витамина К, могут потребоваться более высокие дозы.