В майские праздники для утренней прогулки выбрал не сильно удаленное место, где давно не бывал. Это несколько компактно расположенных сёл в Ивановском районе. А начал я с села Кочнево. Выехал как всегда на рассвете. Сразу при выезде из города на небе обнаружил луну заходящую. Полнолуние только что прошло, и диск луны был практически полным.
Луна сопровождала меня, находясь над кронами деревьев, растущих вдоль дороги. Но мне захотелось снять светило более затейливо. Увидел выглядывающий из-за деревьев купол Смоленской церкви, что в Кулигах, и свернул в ту сторону. Успел подловить луну, готовую скрыться в листве.
Получилась луна в церковном интерьере. Заодно побывал в Кулигах, куда первоначально не собирался заезжать, так как место не очень фотогеничное. Но луна скорректировала маршрут.
Пока добирался до Кочнева, солнце уже взошло, и я спешил снять что-нибудь в лучах утреннего солнца, когда оно даёт густой оранжевый цвет. При подъезде к селу встретила живописная березовая аллея. Освещенные мягким солнечным светом стволы берез, полотно дороги в радужных пятнах и с лужицей посреди дороги, в которой отражались деревья, дали вполне пейзажную картину.
Близлежащие окрестности тоже были хороши.
Когда въехал в село первым наперво обратил внимание, что утренний заморозок дал густой иней на траве. Трава, листья и цветки одуванчиков были покрыты белым инеем, который красиво очерчивал контуры растений.
Теплолюбивый нарцисс не вынес натиска мороза, стебель подогнулся и низко к земле склонил свой желтый цветок.
Прошел немного вперед, и показалась Покровская церковь в окружении вековых деревьев. Построена она в 1823 г. "усердием прихожан" вместо двух старых деревянных храмов. Являет собой пример сравнительно небольшой скромной сельской церкви в стиле зрелого классицизма с элементами барокко. В этом году храм отмечает свое двухсотлетие.
Отмечу, что первый раз побывал в Кочневе зимой в 2010 г. Тогда сделал, как мне кажется, несколько красивых кадров с зимними сельскими видами, которые привожу ниже.
Как видно, с тех пор ничего не изменилось. Уже тогда вокруг церкви были возведены леса, на вид совсем не новые. Видимо, церковь хотели восстанавливать 90-х годах прошлого века, когда пошла волна возвращения храмов верующим. Но что-то пошло не так, и работы приостановились.
Рядом с церковью находится дом с иконой Богоматери, вставленной в оконный проём. Вероятно, в нем жили те люди, которые занимались восстановление церкви. Уже тогда дом выглядел заброшенным.
А в настоящее время он уже просто в плачевном состоянии.
Что еще на меня произвело сильное впечатление, так это старые богатырские тополя, растущие вокруг церкви.
Скорее всего, их посадили при постройке храма, а значит им уже двести лет.
Майское утро. Воздух был наполнен чистотой и морозной свежестью, пением птиц. А главное, кукушка по близости громко куковала. Что бы у читателя канала был эффект присутствия, снял небольшой видео сюжет.
Не могу не коснуться этнографической темы. Как всегда, меня интересовали старинные деревенские дома. И один такой нашелся рядом с храмом. Он весьма солидный, кирпичный с деревянной светелкой. Возможно, это был священнический дом. А может и помещика. По всем признаком дом был построен лет 150 тому назад, а то и раньше.
Просторная светёлка на два окна богато украшена деревянной резьбой.
Дальше мой путь лежал в соседнее село Брюхово. В нем я так же побывал в 2010 году. Как и в Кочневе, здесь находится церковь Покрова Богородицы. Построена в 1791г. на средства помещицы А.Г. Оболдуевой вместо существовавшей ранее деревянной. Интересный образец сельского храма рубежа 18-19 вв., выполненного в формах, характерных для архитектуры суздальского региона.
Сравнивая фотографию 2010 г. и новую, можно заметить, что изменения с храмом произошли, но не в лучшую сторону. Основной объем храма стоит обезглавленный, остов купола с крестом окончательно разрушились. В общем, деградация налицо.
Церковь не законсервирована и вовнутрь можно свободно попасть. На стенах фрагментарно сохранились остатки росписи.
Искусствоведы относят сохранившуюся в интерьере клеевую роспись к интересным примерам монументальной живописи 1-й половины 19 в., в которой классицистические черты сочетаются с иконописными приемами. Это, по мнению специалистов, позволяет отнести ее к кругу шуйско-палехских памятников.
Про Брюхово мне больше нечего рассказать. К тому моменту, когда я собирался выехать из села, солнце взошло уже высоко, и раннее утро постепенно превратилось в яркий солнечный день. Далее меня ожидал переезд еще в два села в Ивановском районе. Но этому будет посвящена следующая публикация.
Источник информации сайт sobory.ru