Фильм уже постперестроечный, уже в стране строили капитализм. Забыли про ленинские идеалы и коммунистические принципы - переключились на вскрытие ужасных тайн сталинских времён.
В фильме рассказана история, в реальности случившаяся с актёром Николаем Рыбниковым. Он с друзьями тоже учинил подобный розыгрыш, но их даже не посадили. Всего лишь хотели прогнать из комсомола и из института, но и этого не сделали.
Однако в фильме эта "чудная игра" представлена как неслыханная смелость, дерзость, и вообще ужасное преступление, за которыми неминуемы лагеря, Колыма и десять лет без права переписки.
Но режиссёр Пётр Тодоровский пошёл ещё дальше - все четверо весельчаков были расстреляны.
Сказано же - сталинский кровавый режим не щадил даже милашек-студентов, получающих нужные стране специальности. Модно было мрачное прошлое очернять так, чтобы уж ни в какие ворота. Тенденция была такая - либо белое и безупречное, либо чернота непроницаемая, пусть и выдуманная.
Возможно, Тодоровский, навеки прибитый суровым сталинизмом, хотел предупредить молодых и глупых - нельзя просто так веселиться и шутить! А то жизнь поломаете и себе, и другим.
Итак - 1950 год прошлого столетия. Общага, веселые студенты института искусств, обожающие придуриваться и прикалываться - скучно им. Не учёбой же всю дорогу заниматься в самом деле. Они редко могут поесть досыта, но и это не умаляет их безудержной резвости.
Вот, например, придумали по внутреннему радио передавать якобы сообщения от правительства СССР, и давай пугать непосвящённых.
Одному истово верующему (Анатолий Федоренко) так заморочили голову, что он даже стал общаться с голосом из радио, пугающим его страшными последствиями посещения церкви.
"Голосом органов" вещал Коля Рыбкин (Геннадий Назаров), самый главный организатор розыгрышей. Он же с однокурсниками гуляет по электричке под видом контролёра и собирает "штрафы" с безбилетных пассажиров. А чего такого, им же хочется кушать. Коля умудряется даже "раскулачивать" уличный телефон-автомат.
Общага выглядит как аварийная халупа - страшная теснота, ободранные стены, убитая мебель, даже собака живёт. И впрямь - не могли же студенты при Сталине жить в нормальных условиях. Нет, они ютились в каких-то норах, и непременно впроголодь.
Там не только студенты как таковые, но и, скажем, кастелянша (Елена Яковлева). Её безнадёжно любит ветеран войны Филимон, хоть она и беременна непонятно от кого. И он один борется со шлю..ми, прячущимися в общаге. А уж как разнуздан Лёва (Дмитрий Марьянов) с голыми красотками в кровати! Но ему можно, он сын начальника погранзаставы.
Ещё красуется Маша Шукшина, исполняя роль Оли, любовницы капитана (Алексей Золотницкий) из органов. Или вот Лариса Удовиченко - она тут художница и дачница, вся такая по-советски богемная Софья Абрамовна, а любит её "так искренно, так нежно" благородный рыцарь печального образа Раевский (Андрей Ильин).
Дивен и комендант (Николай Бурляев), которого бросила гулящая жена. Он пытается поддерживать хоть какой-то порядок во вверенном ему вертепе, задыхаясь от застарелого кашля.
Теперь про тот самый розыгрыш - Коля Рыбкин по радио объявил на всю общагу о снижении цен на продукты и выпивку, об отмене паспортов и прописки, об объявлении свободы слова и даже вероисповедания. Демократия и процветание ждут весь советский народ. Народ, конечно, рад до безумия - поверил! А Оля сурово так посматривала на веселящихся студентов...
Ну, а через пару дней радио заговорило уже совсем иным голосом - вкрадчивым и насмешливым. И уже Коля Рыбкин смотрит с ужасом на то радио, которое велит собираться с вещами на выход. Ну они и собрались - бежать, бежать!
Тут их и встретили грубые мужчины в форме. Всех усадили в черный "воронок - Колю, Элизбара (Геннадий Митник), Федю (Денис Константинов), потом заехали и за Раевским, которого страстно лечила от ангины возлюбленная Софочка. Ну и забрали их обоих тоже.
Вот так. А то развеселились, понимаешь. Следовало бы ещё и продолжение снять - как призраки убиенных студентов являются к Оле и пытают её, и душат. А она такая верещит про бдительность.
К капитану КГБ они вряд ли явились бы, скорее пугали бы по радио. Думается, что и на том свете не утратили бы мальчики своей шаловливости.
Автор - Елена Д.