Когда Pantera написали и записали песни, которые составят их четвертый альбом на мейджор-лейбле (восьмой по счету) The Great Southern Trendkill , который вышел 7 мая 1996 года, всем, кто находился поблизости, стало ясно, что что-то серьезно не так. Барабанщик Винни Пол Эбботт , гитарист Даймбэг Даррелл Эбботт и Рекс Браун усердно работали в Chasin' Jason Studio в Далласе, штат Техас, а вокалист Фил Ансельмо находился за сотни миль, записываясь в студии Nothing Studios Трента Резнора в Новом Орлеане.
Ответы на любые вопросы о том, что разделяло когда-то сплоченных музыкантов, были получены 13 июля, когда Ансельмо принял передозировку героина за кулисами Coca-Cola Starplex в Далласе. Четыре дня спустя певица выпустила пресс-релиз, в котором рассказала о ситуации, но назвала его разовой ошибкой:
Я, Филип Х. Ансельмо, сразу после очень успешного выступления в Далласе ввел себе в руку смертельную дозу героина и умер на четыре-пять минут, — начал он. «Не было ни света, ни красивой музыки, просто ничего. А потом через 20 минут (из того, что я слышал позже) мои друзья били меня по лицу и поливали голову водой, все в основном пытаясь меня оживить. Парамедики наконец приехали, и все, что я помню, это то, что я проснулась в кузове машины скорой помощи… С тех пор я полностью выздоровел, Pantera Tour не прерывался. Я намерен продолжать в том же духе! Одно послание всем в этом гребаном мире. Я не слабак, ищущий сочувствия. Я НЕ УМРУ ТАК ЛЕГКО!
Смог ли Ансельмо быстро привести себя в порядок, как он сказал прессе, или он сразу же вернулся на лошадь (каламбур), не имеет значения. The Great Southern Trendkill во многом основан на напряжении, разочаровании и боли, которые мешали группе, пока Ансельмо боролся с зависимостью.
В значительной степени Пантера набросился, как и Ансельмо, но совсем по другим причинам. В результате The Great Southern Trendkill корчится и рыдает от отчаяния и ненависти к себе и ревет с новым резервуаром агрессии и интенсивности, что делает его самым тяжелым альбомом, когда-либо выпущенным Pantera.