Всем привет! Сегодня мы будем лечить углы развала передних колес на BMW E39 1996 года. Предыстория такова, что 6 лет назад я покупаю свою первую машину и оставляю свой выбор на этой BMW.
Покупаю сам практически без посторонней помощи, а опыта на тот момент у меня практически ноль! Более опытные друзья почему-то не стали меня отговаривать от того ведра, которым она была на то время. Никаких реально значимых советов я не получил.
Многие бы просто поскорее избавились от такой машины, но пришлось доказать что яйца есть и поставить машину на колеса ровно. Я видел что есть некоторые аварийные притертости на кузове, но у меня и мысли не было что был серьезный удар в переднее левое колесо. Об этом я узнаю уже после, через пару лет. Опыт стоит дорого, а дорогой опыт стоит бесценно.
Сегодня значимый день. Наконец-то развал выставлен по зеленым зонам, более того доведен почти до идеальных показателей. Если бы я был умнее, я бы сразу после покупки отвез тачку на развал, но каким наивным я тогда был смешно вспомнить.
За эти почти 6 лет была полностью заменена передняя подвеска, в том числе полностью заменены амортизаторы с пружинами вплоть до каждой железной чашки, вплоть до каждой резиновой прокладки. Как левая стойка лежала на 2 градуса, так и продолжала лежать. Наконец-то я купил поворотные кулаки.
ВАЖНО:
По последним наблюдениям мне кажется, что причина свиста, писка, скрипа и любого другого звука при торможении заключается в отгнившем болту тормозного щитка. Так уже получилось что свист у меня появился резко, мгновенно, ежесекундно, сразу после замены передних дисков и колодок.
Оно и не удивительно, ведь сама колодка может создавать вибрации, но не может издавать звук. Она как гитарная струна, может вибрировать, но для того чтобы усилить и услышать звук, нужна дека (корпус гитары, деревянная стенка).
Для эксперимента попробуйте взять резинку для денег. Обрежьте ее чтобы из кольца получить прямую нить. Попробуйте натянуть ее и поиграть на ней как на струне. Звука вы почти не услышите.
Затем натяните резинку так, чтобы один ее край упирался о доску стола и повторите эксперимент. Звук станет заметно громче. Теперь попробуйте приложить резинку к небольшой пустой картонной коробочке и вы удивитесь как громко струна заиграет.
Вот и специалисты по разработке тормозных колодок утверждают что поют и визжат другие части кузова и подвески. Тормозной щиток, тем более с одним отгнившим винтом превращается в идеальную деку, а если щиток еще и совпадает в резонанс, то писк неизбежен!
Лучший способ вылечить посторонние звуки, это заменить щиток на новый. В идеале его еще дополнительно покрасить, так как краска сыграет роль небольшой виброизоляции, по типу как работает резиновый демпфер колебаний, особенно в местах крепления болтов.
Хотя вас может спасти и просто маленькая шайба за 3 рубля, которая прихватить отгнивший щиток и исключит его возможные колебания. Обычно отгнивает нижний болт щитка. Для эксперимента можно попробовать еще прицепить к щитку кусок резины, по типу демфера, ну вы поняли куда копать, а дальше проверяйте и наблюдайте.
Я купил щитки NK и они оказались уже покрашенными. Это обрадовало, но мой внутренний перфекционист захотел сделать лучше. В итоге затер заводскую краску 500 шкуркой, не на сквозь, а лишь для реснички и обдул краской для колесных дисков матовой черной, той самой что уже год прекрасно держится на ноздрях автомобиля.
При обработке 500 шкуркой понял что не зря устроил перекрас, ведь заводская краска не особо то и стойкая к истиранию и легко протирается до алюминия.
Маленькие черные щитки нужны чтобы предотвращать попадание камней между тормозным диском и щитком. Я уже два раза сталкивался с такой ситуацией, когда маленький камушек застревал между защитой и тормозным диском и издавал страшный звук на всю улицу, такой что люди пугались на расстоянии ста метров.
На левом колесе такой щиток у меня был, а на правом почему-то нет. В январе 1996 года такие щитки еще не ставились. Если щиток слева поставил немец, то тогда он был бы и справа, а значит колхоз был уже после растаможки, т.е еще раз последствия удара в левое колесо.
Поворотные кулаки сняты с японки, были как всегда вычищены химией почти до пескоструйного состояния и окрашены моей любимой краской для суппортов. Само собой все места фиксации подшипника и посадочное стойки окраске не подергалось. Для крепления тормозных щитков взят комплект крепежа из нержавейки.
Подшипники оставил старые, так как они не люфтят. Левый подшипник трудится GMB и к нему нет претензий. Справа стоит возможно оригинал, он был очень грязный и чистить его не было времени. При вращении есть посторонние звуки, когда еду он не гудит, но при вращении колеса я слышу звук от вращения.
Пока что менять подшипники не готов. Промыл подшипники очистителем тормозов и немного облил краской для колесных дисков саму ступицу. Как раз до замены побегает и вид не портит.
Уверен, что новые кулаки скоро будут выглядеть так же, но уже не могу остановиться. Нравится мне ставить на машину отреставрированные детали выглядящие как новые.
Все шаровые рычагов вышли со втулками. Только правый наконечник выскочил без проблем. И тут начались танцы с бубном. Пришлось часа 4 возиться с рычагами и наконечниками. Никакими ручными съемниками мои шаровые не вытащить, я то уже это знаю, проходил.
Причина кроется в уставшем металле втулок, готовым раскрошится в любой момент, что и начало происходить. Вероятно втулки убили тогда, когда пытались их греть до красна выбивая старые рычаги, а только при мне такая история имела место быть после покупки машины.
На гидравлическом прессе выдумывал импровизированный съемник. Использовал вилку для снятия шаровых и давил прессом. Таким образом две втулки удалось выдавить, но пришлось городить такой велосипед чтобы это все нормально сработало.
Постоянно вылетали детали съемника из рук, я бесился и начинал сначала. Искал на станции подходящую вилку или съемник и безрезультатно. Третья втулка начинает крошится, вот засада! Но самое печальное, что пока я мучился с вилкой, она испортила 4 пыльника!
В итоге я придумал лучший способ выбивать втулки с шаровых. У нас на СТО стоят большие тиски. У тисков есть прикрученные губки, так вот и давно сломали и выкинули. Без этих губок тиски идеально подходят для того чтобы схватить втулку. Хватаем, зажимаем, один-два удара кувалдой по шаровой и рычаг легко и быстро вылетает. Самое главное пыльник совершенно не портится!
Есть один огромный минус. Резьбу шаровой расплющивает от любых ударов кувалдой или молотком. Перед установкой рычага приходится обточить кончик шаровой в виде пирамидки на точильном станке или болгаркой, а затем обязательно зажать шаровую в тиски и пару раз завернуть гайку до конца и обратно.
Только тогда можно ставить рычаг назад на машину. Если этого не сделать, то гайка откажется наворачиваться на резьбу или вообще заклинит и не сможете ни закрутить, ни открутить ее обратно.
Мне сильно повезло. Я сумел найти подходящего размера пыльники на шаровые. Целых 4 пыльника обновил и заодно всем шаровым заменил смазку. Это просто были случайные пыльники от металлолома на СТО оставленные вместе с рычагами с каких то корейцев или немцев.
Вообще родные пыльники мне показались ну очень очень слабыми к механическим повреждениям. Стоит чуть потянуть их и они трескаются и лопаются.
Пользуясь случаем я поджал чашки шаровых прямых и кривых рычагов на гидравлическом прессе. Наконечники поджимать не пришлось, они идеальны. Прямые рычаги я не так давно менял и они тоже хороши, но хотелось немного плотнее.
Я уже так делал, начинаю массово это практиковать. Мне нравится эффект и вроде как это реально ходит. Если выясниться что это работает долго, то буду практиковать при любой возможности :)
Кривые рычаги Lemforder, у них шаровые уже слишком свободно ходили как джойстики, но пока что совершенно не стучали и не люфтили. После поджатия шаровой стали такими же по плотности как и прямые.
Болты крепление ступицы садим на синий фиксатор резьбы.
Обидно, но в процессе работы оказалось, что телефон не сохранил некоторые фотографии.
Рычаги на месте. Как же приятно, что не придется ездить с дырками в пыльниках. Было очень стремно.
Я думал что при полном вывороте руля на 66 стиле правое колесо трет о подкрылок, но оказалось что трет колесо о кривой рычаг. Видимо нужны проставки.
С левой стороны почему-то такой проблемы почти что не наблюдается.
А дальше я поехал на развал. На развальной яме я ослабил болты сайлентблоков прямого и кривого рычага и обстучал молотком. Таким образом снял нагрузку на сайлетблоках и они стали в свое нормальное состояние. В этот день я отчетливо видел как скрутило сайлентблок кривого рычага.
Из-за низкого качества каучука скрученный сайлентблок покрылся многочисленными трещинками и как только я открутил болт, как сайлент тут же повернулся в нормальное ненагруженное состояние. Так что это вам не шутки. Затягивайте сайлентблоки только на опущенной подвеске и будет вам счастье. Если машина ремонтируется на подъемнике, то потом ее можно всегда переместить на развальную яму и снять нагрузку.
Углы развала сразу стали в зеленую зону, но минута в минуту сошлись не сразу. Сначала пришлось пошатать подвеску, затем выровнять схождение передних колес и вот тогда углы развала стали прям идеальными. Выровнял центр руля, несколько раз начинал сначала, я же продавец а не развальщик :D
А затем я полез ровнять заднюю подвеску. Все получилось прекрасно и я даже надеялся уехать со станции в часов 10 вечера и тут щелк и развальная гайка остается у меня в руках с кусочком резьбы. В экстренном порядке я нахожу похожий болт, но не развальный а обычный.
Болгарку в руки и вытачиваем на болту два желобка под развальную шайбу. Получилось болт развальный, но с одной стороны он обычный, а со стороны гайки он с шайбой. Для регулировки этого достаточно. После затяжки гайки болт фиксирует рычаг и тот никуда не перемещается, т.е работает как надо, хоть и колхоз.
Очень жаль, что фото с задними углами развала так предательски не сохранилось в телефоне. Дальше спешка. Выехал с СТО 11.30, за что получил пиздюлей от директора. Сказали что больше не пустят, притом скорее всего это не пустые слова. Грустно и печально. Видимо пора искать место потеплее.
Сайлентблоки передних кривых рычагов отошли от центральной втулки, многочисленные трещины, требуется замена сайлентблоков!
Приобрести и заменить развальные болты задней подвески!
Еще один направляющий палец переднего левого суппорта слизало. Один я уже как-то менял на ремонтный. Второй раз так не хочу. Еще чуть чуть надо подождать и купить тормоза новые. Пришлось приклеить его на фиксатор резьбы. Буду думать либо срочно менять суппорта, либо ремонтную направляющую.
ИТОГИ РЕМОНТА
Углы развала в идеале, а значит машину теперь точно не должно тянуть в правую сторону. Покатавшись по кривым дорогам города вроде как не тянет, но иногда разноширокие 66 стиль гуляют по кривой дороге в разные стороны как захотят, это же M-спорт как никак. Знаю что еще нужно время чтобы притерло резину под правильным углом.
UPD: Справедливости ради добавлю, что тормоза продолжают свистеть. Вроде как пищит передний правый суппорт. Но от своих слов я отказываться не собираюсь. Действительно поврежденные или незакрепленные детали могут издавать посторонние звуки или усиливать уже существующие. Скоро буду менять тормоза.