Найти тему

Русский Север в творчестве учеников А.И.Куинджи - Н.К.Рериха и А.А.Борисова

И. А. Енина

Как учитель, Архип Иванович Куинджи чрезвычайно бережно относился к дарова­нию и творческим склонностям своих воспитанников, что позволило каждому из них пой­ти своей дорогой в искусстве. С его лёгкой руки его ученики Николай Рерих и Александр Борисов открывают для русской живописи морские пейзажи Крайнего Севера. Крутые повороты художественной судьбы Николая Рериха уводят его затем совсем в другие дали, тогда как Александр Борисов остаётся навсегда верен суровой северной красоте.

Художественный стиль Куинджи формировался на стыке романтического восприя­тия природы и новых веяний в передаче реалистической красоты родных русских пей­зажей. Его искусство развивается волнами: сначала под влиянием Айвазовского,затем появляется реалистическое осмысление северных пейзажей в картине «Осенняя распутица» (1872), в которой он точно и проникновенно отражает унылое настро­ение, возникающее не только от созерцания момента увядания природы, но и от осозна­ния общей неустроенности, что более тяжело воспринимается в период осеннего бездо­рожья. Это произведение сразу получило большой отклик у критиков и зрите­лей, его рассматривали в одном ряду с национальными русскими пейзажами Саврасова,Васильева и Шишкина.

Любовь к Северу художник реализует в лиро-эпической трилогии о северной при­роде. В первом полотне «Ладожское озеро» (1873) Куинджи проникает ещё глубже в сердце северной природы, пленённый величественным спокойствием вод Ладожского озера. Этот пейзаж написан с особым изяществом, цельность композициипередаёт тишину и величавость этого места, озеро и небо объединены в единой гамменасыщенных цветов, атмосфера грозы передана максимально холодной гаммой голубо­го и серого, что подчёркивается особой игрой тени и света перед началом грозы. Этой работой художник открывает серию валаамских полотен, в которых сосредотачивается преимущественно на драматической трактовке природы.

В другой картине – «На острове Валааме» (1873), художник спокойно и не­торопливо продолжает своё повествование о природе острова, его гранитных берегах,омываемых протоками с тёмными густыми лесами и упавшими деревьями. Природа в картине «На острове Валааме» материальна, в каждом кусочке полотна угадывает­ся тщательное изучение натуры. «Только после посещения Валаама, где он прорабо­тал с натуры всё лето и откуда привёз превосходные этюды, началась его оригинальнаятворческая деятельность», – свидетельствует И. Е. Репин.

Куинджи завершает рассматриваемую нами трилогию картиной с характерным на­званием «Север» (1879). В ней Куинджи создаёт обобщённый образ севера как ре­зультат его непосредственных наблюдений северной природы, он воплощает тот поэти­ческий образ, который сформировался в его воображении. В атмосфере величественногоспокойствия с вершины горы художник уводит своего зрителя в далёкие дали, он будтобы парит над землёй, ведомый изгибами серебристой реки всё дальше и дальше, к едваразличимому горизонту, где земля сливается с небом в жемчужно-лиловой дымке.

С первой же работы его небольшие произведения вызывали массу споров и при­влекали публику, выделяясь из всего, что в это время было представлено на выставках.Впечатление было настолько сильным и своеобразным, что выставка отходила на вто­рой план, и оставались только картины Куинджи.

После создания трилогии художник, насколько нам известно, больше никогда не возвращался к мотивам северной природы.

Такое трепетное, отрешённо-философское и вместе с тем лирическое отноше­ние к северной природе не могло не найти отклика у учеников Куинджи, Н. К. Рерихаи А. А. Борисова, ведь оба художника родились и выросли на Севере России. НиколайКонстантинович родился в Санкт-Петербурге, однако детство его прошло в прогул­ках по древним курганам, разбросанным среди полей и лесов, окружавших их дачу подПетербургом. Именно там ребёнком он научится чувствовать «археологические грёзы»,как позже назовёт его мистические ощущения археолог Алексей Павлович Окладников.

Н. Рерих писал о Севере: «<...> всё окружающее непрестанно сулит нам что-то новое. Зовёт и манит проникнуть в эту тайну <...>», добавляя, что при погружении в неё «нель­зя не почувствовать близкого присутствия науки».

У Александра Борисова совсем другая судьба, он родился и вырос на самом севереВологодской губернии, в глухой северодвинской деревушке в крестьянской семье и дет­ство его прошло, конечно, очень близко к природе. С самых юных лет он слышал множе­ство рассказов о Севере и о полярных областях, затем череда чудесных событий привелаего на Соловецкие острова, где он окончательно утвердился в своей любви к КрайнемуСеверу и к искусству рисования [7, c. 8–10].

Тема Севера занимает особое место как в творчестве Николая Константиновича Рериха, так и Александра Алексеевича Борисова. Рериху был интересен и русский,и финский, и вообще, скандинавский Север, он любовался северной природой и восхи­щался северными народными преданиями. Именно там, на Севере, происходило рожде­ние основных идей, сопровождавших его на протяжении всей жизни.

Рерих неоднократно бывал на Севере. В 1899 году он прошёл по Великому водно­му пути из варяг в греки, увидел Ладогу, озеро Ильмень, Волхов. В 1907 году посетил города Финляндии, а в декабре 1916 года поселился в Сортавале. На два с лишним года Карелия, острова северной Ладоги, скандинавские страны фактически стали его вто­рым домом.

Обратим внимание на пастель «Камни на берегу» 1891 года – раннего пери­ода творчества Н. Рериха. Пейзаж написан с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга.

Нежные тона передают характерное для Севера состояние атмосферы, готовое в любой момент разразиться дождём и располагающее к меланхолическому настроению.

Во время путешествия по Ладожскому озеру в 1899 году Николай Константинович проникается большой симпатией к северной природе, его привлекает первозданная красота ладожского побережья, сосны, растущие на голых скалах, острова в часто­коле каменных копий. Через несколько лет после этой поездки он напишет картину «Волхов. Ладога». Насыщенный синий с голубоватыми бликами цвет реки, контраст­ные, но в то же время приглушённые зелёные холмы с яркими тенями, густые, насы­щенные облака перетягивают на себя внимание от храма в левой центральной части картины, равно как и от фрагментарного изображения кремля, потому что на первом плане и во главе – природа Севера. Волхову и Старой Ладоге Рерих посвятил ещё не­сколько картин и этюдов.

Именно в «северный» период своего творчества художник создал знаменитую се­рию картин «Начало Руси. Славяне». Он пытается воспринимать современный ему мир через категории ушедших эпох, ведь только через любовь к старине русский образован­ный человек, полагал он, может узнать и полюбить Русь.

Одна из самых ярких работ серии – картина «Заморские гости» 1901 года.

Лучше всего о ней можно сказать словами самого художника; возьмём, например,цитату из его книги «По пути из Варяг в Греки»: «Длинным рядом идут ладьи; яркаяраскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким,стройным носом-драконом... Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят подсолнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов... У рулевого весла стоят кто посановитей, поважней, сам конунг там стоит».

В декоративности цвета и композиционной завершённости можно увидеть вли­яние учителя – Куинджи, также художник использует мотивы и краски народной жи­вописи.

Н.К.Рерих. Песнь о викинге. 1907. Частная коллекция, США
Н.К.Рерих. Песнь о викинге. 1907. Частная коллекция, США

Впоследствии Николай Константинович совершит ещё одно путешествие на Север – в Финляндию в 1907 году. Свои впечатления он воплотит в этюдах «Вентила», «Пунка-Харью», «Нейшлот. Олафсборг», «Седая Финляндия» и за­тем в картинах «Варяжское море» и «Песнь о Викинге».

Иногда эти работы Рериха искусствоведы называют «молчаливыми». Нобезмолвие и спокойствие рериховского Севера – лишь кажущееся. Для северных пейза­жей Рериха характерны внушительность, монументальность и скрытая динамичность,в его внешне спокойной природе таятся мощные, титанические силы.

В русском искусстве живописи первооткрывателем Крайнего Севера является Александр Борисов. В своей книге «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» он сам го­ворит о том, что «главной его задачей была художественная – показать всему свету не­обычайные красоты загадочного полярного мира, похитить молчаливую тайну Севераи поделиться ею с другими кругами».

Первое путешествие на Крайний Север Александр Борисов совершил, ещё будучиучеником Академии художеств в 1894 году. Вторая высокоширотная художественно-эт­нографическая экспедиция состоялась в 1900 году.

Из своей первой поездки Борисов привёз около 150 этюдов, которые были полно­стью куплены Павлом Михайловичем Третьяковым. Это было первое серьёзное художе­ственное знакомство автора с Севером, поэтому произведения его носят больше лири­ческий характер, его Север ещё добрый и не до конца изведанный, открывший художни­ку свою солнечную и тёплую сторону.

В работах 1896 года художник пытается передать переменчивые настроения север­ного моря – оно может быть неспокойным, но лишь слегка взволнованным, как на по­лотне «Северный пейзаж», нарастание тревожности подчёркивают сгущающи­еся тёмные тучи над горами и сами чёрные горы. Зато настроение «Кандалакшского за­лива» абсолютно умиротворённое – здесь нет ни ветра, ни буйства стихий.

В более поздней работе «Карское море. Вид Новой Земли» (1901) худож­ник стремится передать сложную игру цвета и света северного неба и моря, исходящегоот снежной глыбы затейливых форм.

Борисова вдохновляли безграничные просторы тундры, полярные ледники, пере­менчивое небо. Работа «Материковый лёд» (1899) передаёт все величие окру­жающей природы, монументальные льды на картине уходят в тёмную линию горизон­та, глубина ледника невообразима и указывает на опасный характер северного края.

Всего несколько тонов использует Борисов в этой эпической работе, но она не мо­жет оставить зрителя равнодушным, с такого ракурса северный край ещё не был досту­пен ни одному художнику.

Талантливый ученик Куинджи, он передаёт эффекты освещения в смелых цветовыхконтрастах в работах «На промысле за оленем» (1901), «Любимый цвет самое­дов» (1901) и «Становище. Малые Карамкулы. Маточкин Шар» (1896).

А.А.Борисов. Самоед на берегу моря. 1901
А.А.Борисов. Самоед на берегу моря. 1901

Север не раз удивляет Борисова своими красками. Возможно, поэтому особенностьмастерства художника проявилась, прежде всего, в его умении улавливать и передаватьсложную игру солнечного освещения и необычайное богатство цветовых рефлексов. Об этом нам расскажут совсем иные по звучанию, яркие и светлые полотна: «Лунная белая ночь на Новой Земле» (1903), «Самоед на берегу моря» (1901),«Покойницкий нос. Новая Земля» (1901) (Ил. 21).

А.А.Борисов. Страна смерти. 1903
А.А.Борисов. Страна смерти. 1903

Но север был не всегда благосклонен к художнику, поэтому возможно предпо­ложить, что в картинах «Страна смерти» (1903) и «Полночь во льдах» (1916) художник передаёт свои личные ощущения.

Особенно удалось ему передать атмосферу тревожности и в то же время необычай­ной торжественности в этих работах. Мы видим монументально возвышающиеся, ухо­дящие в ночь громадные ледяные горы. Небо нагнетает тревогу, солнечное зарево отра­жается в море и обозначает цветовой центр композиции.

Поразительной чертой художника Борисова является верность теме. В отличие от разносторонней географии творчества Рериха, Борисов ничего, кроме северных мо­тивов, никогда не писал и не искал никакой другой темы – только Русский Север.

Сопоставляя работы Н. Рериха и А. Борисова, посвящённые русскому Северу, стано­вится очевидно, что это – художники одной школы. С одной стороны, бросается в гла­за декоративность живописных картин А. Борисова при сравнении их с пейзажами Н. Рериха, тогда как взятые сами по себе вне данного контекста работы Борисова кажут­ся весьма далёкими от тех характеристик, которые традиционно принято считать отли­чительно рериховским почерком.

С другой стороны, работы Н. Рериха в предпринятом нами опыте сопоставительно­го анализа приобретают большую степень правдоподобности, как бы теряют какие-токачества нарочитой условности и голой декоративности.

Поразительно, насколько тесной и в данном случае оказывается связь учителяи его учеников, невольно вспоминаются не только северные, но и южные крымскиепейзажи А. И. Куинджи.