И. А. Енина
Как учитель, Архип Иванович Куинджи чрезвычайно бережно относился к дарованию и творческим склонностям своих воспитанников, что позволило каждому из них пойти своей дорогой в искусстве. С его лёгкой руки его ученики Николай Рерих и Александр Борисов открывают для русской живописи морские пейзажи Крайнего Севера. Крутые повороты художественной судьбы Николая Рериха уводят его затем совсем в другие дали, тогда как Александр Борисов остаётся навсегда верен суровой северной красоте.
Художественный стиль Куинджи формировался на стыке романтического восприятия природы и новых веяний в передаче реалистической красоты родных русских пейзажей. Его искусство развивается волнами: сначала под влиянием Айвазовского,затем появляется реалистическое осмысление северных пейзажей в картине «Осенняя распутица» (1872), в которой он точно и проникновенно отражает унылое настроение, возникающее не только от созерцания момента увядания природы, но и от осознания общей неустроенности, что более тяжело воспринимается в период осеннего бездорожья. Это произведение сразу получило большой отклик у критиков и зрителей, его рассматривали в одном ряду с национальными русскими пейзажами Саврасова,Васильева и Шишкина.
Любовь к Северу художник реализует в лиро-эпической трилогии о северной природе. В первом полотне «Ладожское озеро» (1873) Куинджи проникает ещё глубже в сердце северной природы, пленённый величественным спокойствием вод Ладожского озера. Этот пейзаж написан с особым изяществом, цельность композициипередаёт тишину и величавость этого места, озеро и небо объединены в единой гамменасыщенных цветов, атмосфера грозы передана максимально холодной гаммой голубого и серого, что подчёркивается особой игрой тени и света перед началом грозы. Этой работой художник открывает серию валаамских полотен, в которых сосредотачивается преимущественно на драматической трактовке природы.
В другой картине – «На острове Валааме» (1873), художник спокойно и неторопливо продолжает своё повествование о природе острова, его гранитных берегах,омываемых протоками с тёмными густыми лесами и упавшими деревьями. Природа в картине «На острове Валааме» материальна, в каждом кусочке полотна угадывается тщательное изучение натуры. «Только после посещения Валаама, где он проработал с натуры всё лето и откуда привёз превосходные этюды, началась его оригинальнаятворческая деятельность», – свидетельствует И. Е. Репин.
Куинджи завершает рассматриваемую нами трилогию картиной с характерным названием «Север» (1879). В ней Куинджи создаёт обобщённый образ севера как результат его непосредственных наблюдений северной природы, он воплощает тот поэтический образ, который сформировался в его воображении. В атмосфере величественногоспокойствия с вершины горы художник уводит своего зрителя в далёкие дали, он будтобы парит над землёй, ведомый изгибами серебристой реки всё дальше и дальше, к едваразличимому горизонту, где земля сливается с небом в жемчужно-лиловой дымке.
С первой же работы его небольшие произведения вызывали массу споров и привлекали публику, выделяясь из всего, что в это время было представлено на выставках.Впечатление было настолько сильным и своеобразным, что выставка отходила на второй план, и оставались только картины Куинджи.
После создания трилогии художник, насколько нам известно, больше никогда не возвращался к мотивам северной природы.
Такое трепетное, отрешённо-философское и вместе с тем лирическое отношение к северной природе не могло не найти отклика у учеников Куинджи, Н. К. Рерихаи А. А. Борисова, ведь оба художника родились и выросли на Севере России. НиколайКонстантинович родился в Санкт-Петербурге, однако детство его прошло в прогулках по древним курганам, разбросанным среди полей и лесов, окружавших их дачу подПетербургом. Именно там ребёнком он научится чувствовать «археологические грёзы»,как позже назовёт его мистические ощущения археолог Алексей Павлович Окладников.
Н. Рерих писал о Севере: «<...> всё окружающее непрестанно сулит нам что-то новое. Зовёт и манит проникнуть в эту тайну <...>», добавляя, что при погружении в неё «нельзя не почувствовать близкого присутствия науки».
У Александра Борисова совсем другая судьба, он родился и вырос на самом севереВологодской губернии, в глухой северодвинской деревушке в крестьянской семье и детство его прошло, конечно, очень близко к природе. С самых юных лет он слышал множество рассказов о Севере и о полярных областях, затем череда чудесных событий привелаего на Соловецкие острова, где он окончательно утвердился в своей любви к КрайнемуСеверу и к искусству рисования [7, c. 8–10].
Тема Севера занимает особое место как в творчестве Николая Константиновича Рериха, так и Александра Алексеевича Борисова. Рериху был интересен и русский,и финский, и вообще, скандинавский Север, он любовался северной природой и восхищался северными народными преданиями. Именно там, на Севере, происходило рождение основных идей, сопровождавших его на протяжении всей жизни.
Рерих неоднократно бывал на Севере. В 1899 году он прошёл по Великому водному пути из варяг в греки, увидел Ладогу, озеро Ильмень, Волхов. В 1907 году посетил города Финляндии, а в декабре 1916 года поселился в Сортавале. На два с лишним года Карелия, острова северной Ладоги, скандинавские страны фактически стали его вторым домом.
Обратим внимание на пастель «Камни на берегу» 1891 года – раннего периода творчества Н. Рериха. Пейзаж написан с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга.
Нежные тона передают характерное для Севера состояние атмосферы, готовое в любой момент разразиться дождём и располагающее к меланхолическому настроению.
Во время путешествия по Ладожскому озеру в 1899 году Николай Константинович проникается большой симпатией к северной природе, его привлекает первозданная красота ладожского побережья, сосны, растущие на голых скалах, острова в частоколе каменных копий. Через несколько лет после этой поездки он напишет картину «Волхов. Ладога». Насыщенный синий с голубоватыми бликами цвет реки, контрастные, но в то же время приглушённые зелёные холмы с яркими тенями, густые, насыщенные облака перетягивают на себя внимание от храма в левой центральной части картины, равно как и от фрагментарного изображения кремля, потому что на первом плане и во главе – природа Севера. Волхову и Старой Ладоге Рерих посвятил ещё несколько картин и этюдов.
Именно в «северный» период своего творчества художник создал знаменитую серию картин «Начало Руси. Славяне». Он пытается воспринимать современный ему мир через категории ушедших эпох, ведь только через любовь к старине русский образованный человек, полагал он, может узнать и полюбить Русь.
Одна из самых ярких работ серии – картина «Заморские гости» 1901 года.
Лучше всего о ней можно сказать словами самого художника; возьмём, например,цитату из его книги «По пути из Варяг в Греки»: «Длинным рядом идут ладьи; яркаяраскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким,стройным носом-драконом... Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят подсолнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов... У рулевого весла стоят кто посановитей, поважней, сам конунг там стоит».
В декоративности цвета и композиционной завершённости можно увидеть влияние учителя – Куинджи, также художник использует мотивы и краски народной живописи.
Впоследствии Николай Константинович совершит ещё одно путешествие на Север – в Финляндию в 1907 году. Свои впечатления он воплотит в этюдах «Вентила», «Пунка-Харью», «Нейшлот. Олафсборг», «Седая Финляндия» и затем в картинах «Варяжское море» и «Песнь о Викинге».
Иногда эти работы Рериха искусствоведы называют «молчаливыми». Нобезмолвие и спокойствие рериховского Севера – лишь кажущееся. Для северных пейзажей Рериха характерны внушительность, монументальность и скрытая динамичность,в его внешне спокойной природе таятся мощные, титанические силы.
В русском искусстве живописи первооткрывателем Крайнего Севера является Александр Борисов. В своей книге «У самоедов. От Пинеги до Карского моря» он сам говорит о том, что «главной его задачей была художественная – показать всему свету необычайные красоты загадочного полярного мира, похитить молчаливую тайну Севераи поделиться ею с другими кругами».
Первое путешествие на Крайний Север Александр Борисов совершил, ещё будучиучеником Академии художеств в 1894 году. Вторая высокоширотная художественно-этнографическая экспедиция состоялась в 1900 году.
Из своей первой поездки Борисов привёз около 150 этюдов, которые были полностью куплены Павлом Михайловичем Третьяковым. Это было первое серьёзное художественное знакомство автора с Севером, поэтому произведения его носят больше лирический характер, его Север ещё добрый и не до конца изведанный, открывший художнику свою солнечную и тёплую сторону.
В работах 1896 года художник пытается передать переменчивые настроения северного моря – оно может быть неспокойным, но лишь слегка взволнованным, как на полотне «Северный пейзаж», нарастание тревожности подчёркивают сгущающиеся тёмные тучи над горами и сами чёрные горы. Зато настроение «Кандалакшского залива» абсолютно умиротворённое – здесь нет ни ветра, ни буйства стихий.
В более поздней работе «Карское море. Вид Новой Земли» (1901) художник стремится передать сложную игру цвета и света северного неба и моря, исходящегоот снежной глыбы затейливых форм.
Борисова вдохновляли безграничные просторы тундры, полярные ледники, переменчивое небо. Работа «Материковый лёд» (1899) передаёт все величие окружающей природы, монументальные льды на картине уходят в тёмную линию горизонта, глубина ледника невообразима и указывает на опасный характер северного края.
Всего несколько тонов использует Борисов в этой эпической работе, но она не может оставить зрителя равнодушным, с такого ракурса северный край ещё не был доступен ни одному художнику.
Талантливый ученик Куинджи, он передаёт эффекты освещения в смелых цветовыхконтрастах в работах «На промысле за оленем» (1901), «Любимый цвет самоедов» (1901) и «Становище. Малые Карамкулы. Маточкин Шар» (1896).
Север не раз удивляет Борисова своими красками. Возможно, поэтому особенностьмастерства художника проявилась, прежде всего, в его умении улавливать и передаватьсложную игру солнечного освещения и необычайное богатство цветовых рефлексов. Об этом нам расскажут совсем иные по звучанию, яркие и светлые полотна: «Лунная белая ночь на Новой Земле» (1903), «Самоед на берегу моря» (1901),«Покойницкий нос. Новая Земля» (1901) (Ил. 21).
Но север был не всегда благосклонен к художнику, поэтому возможно предположить, что в картинах «Страна смерти» (1903) и «Полночь во льдах» (1916) художник передаёт свои личные ощущения.
Особенно удалось ему передать атмосферу тревожности и в то же время необычайной торжественности в этих работах. Мы видим монументально возвышающиеся, уходящие в ночь громадные ледяные горы. Небо нагнетает тревогу, солнечное зарево отражается в море и обозначает цветовой центр композиции.
Поразительной чертой художника Борисова является верность теме. В отличие от разносторонней географии творчества Рериха, Борисов ничего, кроме северных мотивов, никогда не писал и не искал никакой другой темы – только Русский Север.
Сопоставляя работы Н. Рериха и А. Борисова, посвящённые русскому Северу, становится очевидно, что это – художники одной школы. С одной стороны, бросается в глаза декоративность живописных картин А. Борисова при сравнении их с пейзажами Н. Рериха, тогда как взятые сами по себе вне данного контекста работы Борисова кажутся весьма далёкими от тех характеристик, которые традиционно принято считать отличительно рериховским почерком.
С другой стороны, работы Н. Рериха в предпринятом нами опыте сопоставительного анализа приобретают большую степень правдоподобности, как бы теряют какие-токачества нарочитой условности и голой декоративности.
Поразительно, насколько тесной и в данном случае оказывается связь учителяи его учеников, невольно вспоминаются не только северные, но и южные крымскиепейзажи А. И. Куинджи.