Настал момент выбрать промежуточную опору карданного вала (подвесной подшипник). Оказывается встречается два вида подвесных подшипников и их не стоит путать, так как они принципиально разные, хотя вероятно можно сдуру впихнуть одни вместо другого и ничего не заподозрить.
Слева — Febi 01846 (OEM BMW 26121226731).
Справа — Optimal F86779 (OEM BMW 26121229242). (Тот который нужен)
Как я и сказал они от разных комплектаций автомобилей и изначальный OEM у них естественно разный. Optimal очень долго валялся у нас на работе по супер-старой цене. А Febi я специально заказал для сравнения с возможностью его потом вернуть. Может быть они и взаимозаменимые, но немцы так явно не думают.
Почему я сразу не заказал правильный Febi? Дело в том, что Febi не делают подвесной, который был бы правильным для моей комплектации автомобиля, так и произошел этот эксперимент.
В обоих подвесных используются подшипники одинаковых размером. Это Optimal и подшипник который в нем используется самый простой и вероятно самый дешевый.
Febi вероятно использует более дорогой подшипник с металлическим пыльником. Не смотря на то что корпуса у подвесных принципиально разные, качество их очень похоже, словно они из одной и той же партии.
Корпус окрашивается черной краской вместе с резиновой вставкой. Краска на резине отшелушивается и этот мусор валяется на подшипнике, это нормальное явление. Качество резины во всех испытуемых образцах было на ощупь и вид одинаковое. Центральная посадочная втулка под подшипник само собой твердая, это необходимо для удержания подшипника в ней.
Сверху Optimal в кантиком по краю корпуса. Снизу Febi с полностью ровным корпусом.
Как видно отличие корпуса выполнено неспроста, вылет подшипника у корпусов разный, хоть и отличается не более 1 см.
Положил подшипники на стол упором во втулку подшипника, т.е сейчас подшипники находятся в одной горизонтальной плоскостью. Вы можете наблюдать разницу в вылете корпуса своими глазами.
Febi я положил в коробку и аккуратно приклеил так, что ни один поставщик не догадается что его держали в руках)) Его вернули на склад. Эксперименты продолжаются.
Раз заказать Febi мы не можем, а Optimal такое себе, то давайте посмотрим что вообще мы можем заказать нормальное из аналогов. Выбор пал на самую дорогую фирму Original Birth.
Теперь мы уже будем сравнивать подвесные с одинаковым OEM:
Optimal F86779 (OEM 26121229242)
Birth 50133 (OEM 26121229242)
Почему именно Birth, а не Meyle. Тут все вот как, Birth самый дорогой. То что Meyle это всегда Китай надеюсь никому объяснять не нужно, поэтому во вторых я учитывал полное отсутствие страны изготовления у Birth. Ну и подкупила товарная фотка, где корпус казалось, что корпус окрашен в светлый серебристый цвет. Как видим нас надули по полной.
В итоге я пришел к следующему выводу. Все возможные фирмы изготовители тупо покупают корпус у китайцев. Поэтому не никакого смысла переплачивать за фирму, когда корпус и резина и даже краска одинаковая. Отличия наблюдаются только в подшипниках. Возможно кто-то вообще оставляет дешевый китайский подшипник, а кто-то ставит подшипник подороже со стальным пыльником.
В итоге я беру подвесной, который валялся в нашем магазине. Выпрессовываю из него китайский подшипник, и запрессовываю качественный FAG 60062RSRC3 (в данном случае подшипник Made In Korea). Я не просто так поставил именно этот подшипник, сперва я опробовал SKF и Koyo и они как-то неприятно люфтили в руках, в то время как до немецко-корейского FAG я не смог придраться от слова вообще. К тому же C3 в маркировке подшипника обозначает слегка увеличенный зазор в подшипнике для того чтобы он комфортно работал на очень высоких оборотах.
В моем случае я брал Optimal F86779 со встроенным подшипником (так было дешевле мне), но вам я предложу еще более дешевое и удобное решение. Просто купите этот же корпус без подшипника Optimal F86780 и вы получите точно такой же корпус как у любой другой фирмы. Оснастите его вышеуказанным подшипником и у вас получится самый лучший подвесной из всех возможных, за исключением оригинала.
===============================================
Замена крестовины и балансировка в Кардан Сервис (г.Санкт-Петербург)
Пока шел свап мотора я долго откладывал работы по кардану. Потом какое-то время вытравливал ржавчину, грунтовал цинковой грунтовкой, красил и сушил. Кстати из-за цинковой грунтовки сильно пострадала качество покрытия. Если краску зацепить чем нибудь металлическим она начинала отлетать кусочками, что не очень приятно.
При самостоятельных работах не обошлось без косяков. Я собственноручно запорол посадочного место под крестовину, что привело к свободному ходу крестовины в посадочном месте. К тому же в спешке на нашей СТО я забыл поставить метки и кадран полностью разбалансировал. В любом случае при замене крестовины обязательно нужна балансировка, а для бензиновых BMW балансировать кардан до 2000-3000 тыс на мой взгляд будет маловато.
Очень важным для меня был выбор мастерской, где люди не будут колхозить крестовину точечной сваркой, где не будут пользоваться молотком и зубилом, где предоставят хотя бы какие-нибудь официальные документы о выполненных работах, где есть хотя-бы какая-то непропалаченная система отзывов.
В итоге я пришел к двум вариантам либо "Механика", либо "Кардан Сервис".
Ну во первых стоит отметить, что Механика, хоть и предоставит пакет документов о выполненных работах, однако является франшизой. Т.е под именем этой конторы работает множество организаций. Совершенно не ясно кто и в каком месте будет выполнять работы. Наверное можно это все узнать, но нет системы отзывов, нет фотографий реальных работ именно той организации в которой будет выполнятся ремонт.
Звонок в "Механику" все решил. Они сказали что не занимаются реставрацией посадочных мест крестовины и если меня интересует, то я могу купить кардан с разбора, с которого отрежут вилку и приварят к моему кардану. Нет спасибо не нужно.
У "Кардан Сервис" есть блог Кардан Сервис на Drive2, в котором они выкладывают фотоотчеты о проделанных работах и это сильно отличает их от любых других конкурентов. Увидеть фото реальных работ, а не картинки из интернета, по моему это более походит на современные технологии 21 века. Другие конторы сразу же сливались мной по этому принципу.
Для пользователей Drive2 Кардан Сервис делает скидку 10% и это тоже приятный момент. Скажу честно, в момент выбора мастерской меня меньше всего интересовала скидка. Я готов был прилично доплатить, лишь бы мой кардан был сделал мастер с прямыми руками, со знаниями своего дела, аккуратный и грамотный, доплатить за качество и пусть лишнее потраченное на меня время.
На сайте компании я обнаружил, что они выполняют реставрацию посадочного места методом наплавления металла сваркой, а затем расточки его фрезой на специальном станке. При том, что в других конторах в лучшем случае встречал использования лишь развертки. Я же надеялся на сварку.
Не знаю какой точно метод был применен в моем случае, но на кардане я обнаружил подтеки высохшего эпоксидного клея. Могу ошибаться, но очень похоже на серую эпоксидку и немного небрежно наляпано в крестовине. Мне то без разницы как, главное чтобы это работало и если мастер считает что так нужно, мне ничего не остается как принять его взгляд. Поездим, узнаем.
Балансировку я просил выполнить либо до 5000, либо до 6000, честно я и сам забыл. До скольки реально крутили кардан узнать невозможно. Никаких технических показателей с балансировочного стенда фирма тоже не печатает, видимо считая что это лишняя для потребителя информация. Но в то же мастерская использует уникальные грузики с логотипом их компании, что весьма улучшает внешний вид кардана и повышает доверие к конторе.
Так как я нахожусь за 2000 км от Питера, то пришлось пользоваться услугами транспортной компании. Разговаривал с менеджером Кардан Сервис и из двух предложенных ТК мне не подходила ни одна из них. Если бы я воспользовался услугами предложенный ТК, то мне не пришлось бы доплачивать за доставку по Санкт-Петербургу. Пришлось действовать другим методом, оформил доставку GTD (КИТ) c доставкой до адреса по Питеру. Обратная доставка таким же образом.
Для пересылки подготовил упаковку, взяв упаковку от лобового стекла, немного удлинил ее. Кардан упаковал в специальную пупырчатую упаковку и далее положил к коробку. ШРУС был уже перебран и смазан. На наших машинах снятый ШРУС не имеет внешней защитной стенки, поэтому перемотал ШРУС упаковочной пленкой, чтобы в него не попал мусор. Посылка также включала эластичную муфту, крестовину и упаковочную пленку. Логика простая, отправляя назад, мастер сможет легко и быстро перемотать ШРУС чтобы в него не попал мусор, соответственно не придется его перебирать снова.
Назад кардан пришел уже после наступления карантина, поэтому его доставка сильно затянулась. Кардан пришел в другой упаковке, которая неряшливо была составлена из двух кусков картона. Из упаковки наружу через дырку торчал ШРУС который насобирал грязи в смазку. Я вот что скажу, из небольших мелочей состоит работа, и складывается впечатление о качестве. Если честно я уже свыкся с тем, что мне не прет с мастерами. В данном случае мастер свою работу сделал, но видимо подвел другой человек.
Пришлось экстренно на коленке перебрать ШРУС заново, при этом стояла задача не отклеивать пыльник. В принципе получилось все гладко. Хоть в чем то повезло, и мне предоставили СТО, где на яме я до 23.00 устанавливал кардан, собирал теплоэкраны и прикручивал глушак.
По деньгам получилось следующее:
ТК КИТ: 600 + 500 + 600 + 600 = 2300 (доставка до ТК + доставка по городу)
КарданСервис: крестовина + балансировка = 5300 (с учетом скидки)
Крестовина + втулка + подвесной + подшипник + краска
В общем получилось намного меньше чем я предполагал.
=================================================
Подведем итоги, плюсы и минусы компании "Кардан Сервис":
+ Привлекательный вид компании по сравнению с любым конкурентом
+ Отличная система отзывов, в том числе личный блог на Drive2
+ Честные фото работ, где видно и кардан и оборудование и цех
+ Фирменные узнаваемые грузики с логотипом Кардан Сервис
+ Возможность общаться с менеджерами в WhatsApp, по телефону или даже на Drive2
— Не сразу нашли общий язык с менеджером. (возможно мой случай был уникальным). Но я сам работаю с клиентами и постепенно вырабатываю шаблоны, в которых сходу решаю проблему клиента, предлагаю ему готовое решение, по пунктам расписываю ход действий. Это ограждает клиента от лишних вопросов и сомнений, он сразу знает, что за чем необходимо выполнить для достижения его целей.
+ Терпимость и общительность менеджера, хоть и мои вопросы появлялись из-за предыдущего пункта, тем не менее мы нашли решение проблемы.
— Отсутствие юридической информации на сайте или на главной странице блога. Уважаемая компания, в момент отправки посылки, я столкнулся с невозможностью такого вида отправки из-за недостатка контактных данных. Для отправки заказа необходима полная информация о фирме или индивидуальном предпринимателе, в том числе ФИО контактного лица, который принимает груз. По этому пункту можно с легкостью отказаться от кучи ваших конкурентов, ведь юридическая информация на сайте показывает вас как серьезную организацию.
— Отсутствие на сайте страницы о возможности доставки из других регионов, где объяснялась съема такой пересылки.
— Качество упаковки карданов для отправки или халатность работников склада. Такие небольшие нюансы могут сильно повлиять на общий результат работы и сложить негативное мнение о компании. В данном случае мне пришлось перебирать ШРУС из-за попавшей в смазку грязи, хотя я заранее предпринял все возможное, чтобы этого избежать.
— Отсутствие документов (акта выполненных работ). Не помешало бы и иметь технический документ о остаточном биение вала. Я не являюсь специалистом в этой области, но знаю что даже простым людям приезжающим например на развал-схождение очень приятно заплатить деньги и получить распечатку с картинками или табличками, им так нравится, они всего не понимают, но видят, что работа была сделана и показания в каких то рамках.
+ Скорость выполнения заказа. Заказ был сделан в тот же день, в который получили кардан. Быстро, это не всегда качественно, однако есть фирмы затягивающие сроки до невозможного, о чем читал в отзывах на другие компании. В вашей мастерской все было сделано оперативно.
+ Невысокая цена. На мой взгляд цена не решающий фактор. За хорошую работу заплатить дело чести. Больше всего чего боится клиент, так это заплатить за плохую работу.
В общем мне понравилась эта мастерская и думаю буду впредь обращаться к ней. Можно было бы сказать, что я выбирал из двух зол меньшее, но это совсем не так. Уровень конкурентов выглядит куда более печальнее. А для мастерской у меня совет. Старайтесь, совершенствуйтесь, уделяйте внимание даже мелочам, аккуратности работников, технической грамотности и печатайте какие то сведения о проделанных работах.
Я знаю, что на Drive2 сидят много одержимых в каком-то смысле автомобилями людей, обожающих качественные работы доведенные, в некотором смысле, до уровня перфекционизма. Я нисколько не требую таких уровней, но хочется такого сервиса, ради которого люди будут готовы так же как и я посылать карданы с другого конца России, лишь бы получить действительно профессиональный сервис. Удачи и успехов вам!
UPD: Были моменты когда на скорости 110-120 км/ч начинался расколбас. Что-то вибрировало. Были поиски, которые ничем удачно не заканчивались. Даже грешил на кардан и кривую балансировку, так как проверить не могу.
Вот почему я люблю делать все сам и видеть результаты своими глазами, потому что не приходится принимать все "на веру". Лазил я под авто, вывешенное на подъемнике. Сиденье битой вдавливало педаль газа. Колеса крутились. А я играл в доктора слушая эндоскопом все подшипники, искал какого хера оно вибрирует.
Было дело даже внизу все обычно, ревет мотор. А в салоне гул и вибрация. Но когда машина на подъемнике это одно, а когда трансмиссия под нагрузкой на дороге это другое. Грешил я на эластичную муфту, на подвесной подшипник, на редуктор и на подшипники коробки.
Может быть жизнь берегла чтобы больше не летал как сумасшедший. В итоге прошло много времени, много воды утекло. Притерлось и пропало. Вот так бывает.