Всем привет! Давненько не виделись. Машина на ходу 5-й день и начинается работа над ошибками. Как и что с машиной расписывать не буду, только по существу проблемы.
Итак, стоял у меня дорестайловый мультируль с круизом. Функции круиза выполнял блок ЭБУ слева в ногах водителя. Он управлял сервоприводом и таким образом дергал трос дроссельной заслонки. После свапа двигателя c M52 на M52TU, старый блок ЭБУ был извлечен вместе со старыми исполнительными узлами. Функции круиза теперь выполняет DME (мозг) двигателя.
Вся проводка была по уму проведена с датчиков педали сцепления и датчика педали тормоза (стоп-огней). Управление круизом осуществляют кнопки мультируля, но в доресте ЭБУ мультируля НЕ встроен в кнопки (как рестайлинге), а вынесен в отдельный блочек (находится над левой коленкой водителя, за вещевым ящиком).
Этот ЭБУ называется MFL (Multi Function steering wheeL), с него в автомобиль поступает два самых важных сигнала:
1) Сигнал I-BUS для управления громкостью, переключения треков, включения рециркуляции воздуха или активации телефона.
2) Сигнал SVGR+ в котором сообщается о нажатии кнопок круиза.
На старых автомобилях M52 c DME MS41 сигнал SVGR+ шел на ЭБУ круиза.
После 98 года на мозгах MS42, а далее на MS43 сигнал SVGR+ идет на DME двигателя.
Протокол связи на старых и новых автомобилях скорее всего не менялся. Доказательства тому проекты по внедрению рестайловых мультирулей в автомобили с двигателем M52.
В INPA есть специальный тест блок для проверки кнопок мультируля. Для этого необходимо зайти в Status->Digital->FGR где вы уведите вот это окно.
Аббревиатура FGR — видимо и означает систему поддержания заданной скорости. Раньше эта система у меня называла GR2 (отдельный эбу). Теперь они изменили ее название, когда она переехала в DME.
FRG Rest постоянно активен. Если я правильно понимаю, это сигнал, который мультируль постоянно посылает по шине SVGR, когда не нужно передавать другие команды. В WDS есть информация, что таким сигналом диагностируется исправность шины SVGR. При нажатиях кнопок круиза, временно FGR Rest отключается. Если у вас также, напишите об этом в комментариях.
Input FRG readiness в моем случае всегда неактивно. Я не могу даже предположить что оно обозначает и является ли это неисправностью.
FGR — TIP DOWN срабатывает когда нажимаете кнопку уменьшения скорости.
FGR — Delay при удержании кнопки уменьшения скорости сначала кратковременно срабатывает FGR — TIP DOWN, затем FGR — TIP DOWN отключается и активируется FGR — Delay. При управлении машины схоже с полным отпусканием педали газа.
FGR — TIP UP срабатывает когда нажимаете кнопку увеличения скорости.
FGR — accelerate при удержании кнопки увеличения скорости сначала кратковременно срабатывает FGR — TIP UP, затем FGR — TIP UP отключается и активируется FGR — accelerate. При управлении машины позволяет резко набрать скорость, как если бы вы хорошенько дали газа.
FGR — resumption кнопка восстановления последней скорости, на которой вы двигались, пока не выжали сцепление, тормоз или отключили круиз.
FGR — OFF кнопка "0" на рулевом колесе, отключает поддержание скорости, круиз отключается.
В моем случае все кнопки идеально читаются DME, но активации криза почему-то не происходит. Прочитав ошибки DME после первой поездки я обнаружил ошибку. Не сохранил оригинальный текст, но перевод приблизительно такой: неправдоподобный сигнал проверки датчика педали тормоза (TEST LIGHT SWITCH).
Для диагностики сигналов педали тормоза в INPA необходимо открыть Status->Digital->Digital. Сейчас я расскажу вам сразу как должно работать правильно, а уже потом расскажу про свои сражения с электрической схемой датчика стоп огней.
Input Brake Light Switch — основной сигнал педали тормоза, который расходится по потребителям, в том числе и DME. При нажатии педали тормоза должен загораться "ON".
Input Brake Light Test Switch — сигнал проверки исправности датчика педали тормоза. При нажатии должен загораться "ON". Единственный потребитель этого сигнала — DME. Этот сигнал встречается только в DME MS42, MS43, возможно и других. На MS41 такого сигнала нет.
Естественно, когда я делал дооснащение проводкой, то все недостающие провода, в том числе и проверочный провод датчика тормоза я провел как положено. Снимаю датчик, смотрю внимательнее, а у моего дорестайлингового датчика отсутствует один штырек. Т.е я такой молодец, в фишку запихнул дополнительный недостающий контакт, а немцы, оказывается сэкономили на датчике.
Как снять датчик педали тормоза BMW E39 (стоп-огней) (дорестайлинг).
1) Удерживать педаль тормоза нажатой достаточно глубоко.
2) Вытащить красный колпачок из корпуса датчика насколько это возможно. При извлечении издаются характерные щелчки, так должно быть.
3) Извлечение красного колпачка разблокирует 2 защелки, которые в моем случае даже не приходилось нажимать, простое покачивание корпуса датчика позволило его вытащить.
Разбираем корпус датчика. Как видим нет одной нужной нам ноги.
Внутри находится регулировочный самоподстраиваемый механизм. Именно он щелкает при извлечении красного колпачка. Также видим тут магнитик, который взаимодействует с датчиком холла на плате.
BMW 61318360853 — 8360853 — актуально и для владельцев BMW E38
Видим, что не просто сэкономили на одной ноге, но и не распаяли несколько деталек. Как поступить в этой ситуации? Ну наверное бежать на разборку за новым датчиком от рестайлинга. Так не интересно! Давайте доосностим плату недостающими деталями!
Для начала возьмем донор в виде старой материнской платы от компьютера. Вот эти штыри от гнезда кулера мне нравятся и как раз подходят по длине. Это было не сложно.
Вот и результат. Но работать оно не будет. Кстати на это фото вы видите одиночную черную детальку похожую на транзистор. Это датчик холла, именно с этим датчиком взаимодействует магнитик на фото выше. Также на этом фото видим конденсатор (С1 на схеме), именно этот конденсатор просто подключается к питанию +12 и земля. Про него пойдет речь ниже. Для того чтобы понять что я делаю пришлось набросать схему того что было и того что станет.
Номера деталек не получилось дублировать, поэтому одна и та же деталь сверху и снизу имеют разную нумерацию. Конденсаторы на плате я померил и они по 10nF. По сути для дооснощения платы нам необходим штырь, транзистор и конденсатор. Найти еще один конденсатор на 10nF должных размеров у меня не удалось.
На материнских платах такие конденсаторы раз в 10 меньше габаритами, поэтому решено было схитрить. Я выпаял конденсатор по питанию С1 (про который писал выше) и впаял его (рядом с новым транзистором). А на место конденсатора по питания впаял 1mF взятый с донора, ведь по питанию главное чтобы не меньше был, а он как раз более менее подходил по размерам.
Итак после конденсатора сначала я просто впаял на место недостающего транзистора n-канальный мосфет. Побежал в машину проверять и получил снова ошибку.
Когда педаль не нажата:
BRAKE LIGHT = OFF
TEST BRAKE LIGHT = ON
Нажимаем педаль:
BRAKE LIGHT = ON
TEST BRAKE LIGHT = OFF
Раз появляется ошибка, то так не должно быть. Идем изучать схему дальше.
Я начал склонятся к тому, что посадочное место очень похоже на место под мосфет, но возможно необходим P-канальный мосфет (инвертирует результат тест сигнала). Скорее всего так оно и было, но найти редкий P-канальный мосфет. проще датчик от рестайлинга найти. Решил поэкспериментировать с биполярными транзисторами. Сперва я впаял NPN транзистор (такой как на фото). Побежал в машину и получил точно такой же результат как и с N-канальным мосфетом (тот же что и выше).
Далее я нашел транзистор PNP в том же корпусе что и на фото (по сути ближайшее подобие P-канального мосфета). Впаиваем его, но биполярный транзистор не мосфету не друг. Он пропускает напряжение на базу в обратную сторону и по сути вешает входной сигнал. Стопы вообще не горят, а сигнал TEST постоянно ON.
Из-за многократных экспериментов пострадала площадка для впайки транзистора, но она как бы ни за что не отвечала, это так мелочи жизни.
Решил я немного изменить схему (смотрите фото со схемой). Взял снова N-канальный мосфет, впаял его, но Gate (затвор) не припаял к площадке, а оставил слегка приподнятым. Отдельным проводом от наушников я соединил Gate с выходом основного сигнала датчика. Теперь когда идет основной сигнал датчика педали тормоза, то мосфет на него реагирует.
Вставляем все на место и проверяем. Теперь при нажатии педали тормоза, на DME одновременно приходят оба сигнала. Ошибка больше не появляется. Делаем тестовый заезд, но по какой-то причине круиз так и не хочет активироваться. После поездки проверяем ошибки в DME, и там осталась только ошибка по отсутствию дополнительного вентилятора, а это уже совсем другая история.
Остается добавить некоторые нюансы. Просто так задублировать сигналы BRAKE LIGHT и TEST BRAKE LIGHT перемкнув провода не получится. Все дело в том что основной сигнал подтягивается к земле (минусу), а проверочный сигнал подтягивается к питанию (плюсу). Это опытный электрик сразу увидит на схеме. Мне рассказали, что можно такое же реализовать с помощью реле, но я не люблю реле :)
Я долго гадал зачем это сделано, но так и не понял. Возможно так проверяют чтобы питание не пропало (сгоревший пред), ведь для исправной работы датчику холла нужно полноценное питание. А может быть неисправные потребители могли искажать основной сигнал, поэтому и ввели дополнительный проверочный.
Также стоит рассказать про конденсаторы на выходе сигнальных проводов. Один из таких конденсаторов я и добавлял. Я думаю они нужны, чтобы фильтровать дребезг сигналов при переключении транзисторов. Я знаю что такой дребезг точно имеется в обычных выключателях, тубмлерах и кнопках, оно логично. Видимо в работе транзисторов во время переключения тоже могут быть всплески шума, которые без конденсаторов ошибочно будут обрабатываться электроникой как многократное включение и выключение стоп огней за доли секунды. Короче конденсаторы сглаживают все эти помехи и сигнал плавно меняет свою амплитуду.
Умные люди вы где? Подскажите что еще нужно сделать, чтобы активировать круиз. Может ZCS поменять нужно? Кто-то же делал дооснащение мультирулем на M52TU или M54 двигателе, неужели у вас все само собой сразу заработало сразу после подключения руля? Я нашел статейку из TIS где писали, что круиз не будет работать при ошибках по датчику педали тормоза. Остается только грешить на ошибку ASC, ведь подружить блок ABS с новыми мозгами пока что так и не удалось. В диагностике INPA есть пункты по инициализации ASC и CAN шине, но они OFF. Увы.
UPD:
Круиз контроль чудесным образом заработал :)) Связано это скорее всего с установкой блока ABS от дизельной машины. Хотя вылечить ASC так и не удалось, но из-за установки этого ABS блока произошла активация CAN шины (Status-CAN = ON).
Подозреваю, чтобы активировать круиз DME должно послать по CAN шине на приборку сообщение о включении лампы "Темпостата". Ранее за это отвечал отдельный провод подключенный к ЭБУ круиза, но на новых мозгах MS42 передача этого сообщения происходит по CAN. Так как шина CAN лежала (не было любого другого устройства), то и не было возможности отправить такое сообщение. Теперь, видимо сообщение отправляется, но получатель только блок ABS. Приборка у меня старая и не знает что такое CAN. Да и без разницы, приборку мы поменяем в будущем.
ВАЖНО: Чтобы активировать круиз должна использоваться кнопка "I/O" (вкл / выкл) на руле, но ее функцию выполняет кнопка "O" (выкл). Смело заявляю, что на протяжении всех лет выпуска, независимо от исполнения руля и наличия отдельных ЭБУ MFL, протокол связи не менялся. Везде используются одинаковые сообщения о нажатой клавише.
UPD: 3 месяца полет нормальный.
UPD: 1.5 года все идеально работает
UPD: 3 года прошло. Периодически возникали редкие ошибки на правдоподобие сигналов с датчика стоп сигналов. После сброса ошибок через время бывало появлялись. Возможно погода такая) Ездить не мешает, ошибки редкоуловимые.