Некоторые сказки имеют былинный характер - в них подробно описывается вымышленная действительность реальных стран и городов. Однако сказки и фантастические истории можно не только читать в литературных текстах или смотреть в фильмах. В пейзажной живописи XVII-XVIII столетий множество необыкновенных фантазийных сюжетов, в которых фигурирует существующая архитектура, а точнее - руины античности. Такой сказочный жанр в живописи - каприччио («capriccio» в переводе с итальянского «каприз, причуда»).
Обнаружение городов Помпеи и Геркуланума пробудило в Европе большой интерес к древностям. Примечательно, что пик популярности каприччио приходится на тот же период, когда в среде французской аристократии была мода на сказки («Тысяча и одна ночь» Антуана Галлана, «Сказки матушки гусыни» Шарля Перро).
Характерная особенность каприччио - присутствие в картинах архитектурных фантазий. Так, останки архитектуры древности дополнялись новыми выдуманными элементами. Руины античности вдохновляли художников на создание картин, в которых не видно четкой грани между вымыслом и действительностью. Такой эффект достигался за счет фотографичной точности изображения (как в ведуте) повседневного городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры.
Интересно находить соответствия между архитектурными сооружениями, изображенными в фантазийном ракурсе, и их реальным обликом, особенно спустя 200-300 лет после создания картины.
В картинах художников фигурируют многие архитектурные достояния старины, которые можно своими глазами увидеть и сегодня: Триумфальная арка Тита на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума, Триумфальная арка Константина и Колизей в Риме, Большая галерея Лувра, античные памятники Долины Храмов в Агридженто и т.д.
Нельзя сказать, что жанр каприччио сегодня полностью изжил себя. Скорее, он приобрел новые формы. Так, игровой художник Дэрил Ансельмо с помощью нейросети создал изображение Древнего Египта.
Дизайнер по настольным играм Джеймс Аллен несколько недель пытался создать картину «Пространственный театр оперы». Только после ста попыток удалось подобрать идеальный запрос для нейросети.
В итоге на сгенерированном рисунке вышло изображение просторного зала с тремя женщинами в антикварных платьях, смотрящих в большую светящуюся белую сферу в центре зала с высокими сводами.
Рисунки нейросети выглядят довольно интересно и фантастично, но, скорее, выполняют роль идейных зарисовок для художников. Поэтому возникают противоречия, можно ли назвать их готовыми произведениями. Тогда как, ювелирно прорисованные детали, глубина и живость цветов рукотворных работ живописцев убеждают поверить в увиденное изображение, даже если его сюжет сказочный.