Найти в Дзене
Нереальный атлас

Путешествие в воображаемый мир в руинах античности

Каприччио с римскими руинами (художник Марко Риччи)
Каприччио с римскими руинами (художник Марко Риччи)

Некоторые сказки имеют былинный характер - в них подробно описывается вымышленная действительность реальных стран и городов. Однако сказки и фантастические истории можно не только читать в литературных текстах или смотреть в фильмах. В пейзажной живописи XVII-XVIII столетий множество необыкновенных фантазийных сюжетов, в которых фигурирует существующая архитектура, а точнее - руины античности. Такой сказочный жанр в живописи - каприччио («capriccio» в переводе с итальянского «каприз, причуда»).

Воображаемая ведута Джованни Баттиста Пиранези
Воображаемая ведута Джованни Баттиста Пиранези

Обнаружение городов Помпеи и Геркуланума пробудило в Европе большой интерес к древностям. Примечательно, что пик популярности каприччио приходится на тот же период, когда в среде французской аристократии была мода на сказки («Тысяча и одна ночь» Антуана Галлана, «Сказки матушки гусыни» Шарля Перро).

Каприччио Джованни Паоло Паннини
Каприччио Джованни Паоло Паннини

Характерная особенность каприччио - присутствие в картинах архитектурных фантазий. Так, останки архитектуры древности дополнялись новыми выдуманными элементами. Руины античности вдохновляли художников на создание картин, в которых не видно четкой грани между вымыслом и действительностью. Такой эффект достигался за счет фотографичной точности изображения (как в ведуте) повседневного городского пейзажа и знаменитых памятников архитектуры.

Интересно находить соответствия между архитектурными сооружениями, изображенными в фантазийном ракурсе, и их реальным обликом, особенно спустя 200-300 лет после создания картины.

«Триумфальная арка Константина в Риме» (Джованни Антонио Каналетто, 1745).
«Триумфальная арка Константина в Риме» (Джованни Антонио Каналетто, 1745).
Триумфальная арка Константина и Колизей в Риме (наши дни)
Триумфальная арка Константина и Колизей в Риме (наши дни)

В картинах художников фигурируют многие архитектурные достояния старины, которые можно своими глазами увидеть и сегодня: Триумфальная арка Тита на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума, Триумфальная арка Константина и Колизей в Риме, Большая галерея Лувра, античные памятники Долины Храмов в Агридженто и т.д.

Джованни Антонио Каналетто в 1747 году написал картину «Римское каприччио, арка Тита».
Джованни Антонио Каналетто в 1747 году написал картину «Римское каприччио, арка Тита».
Арка Тита на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума (наши дни)
Арка Тита на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума (наши дни)
Руины террасы в парке Марли Юбер Робер
Руины террасы в парке Марли Юбер Робер
«Кони Марли» сегодня выставлены в Лувре
«Кони Марли» сегодня выставлены в Лувре
Парк Марли в окрестностях Парижа
Парк Марли в окрестностях Парижа
Дорический храм Помпеи (Юбер Робер)
Дорический храм Помпеи (Юбер Робер)
Дорический храм Помпеи (наши дни)
Дорический храм Помпеи (наши дни)

Нельзя сказать, что жанр каприччио сегодня полностью изжил себя. Скорее, он приобрел новые формы. Так, игровой художник Дэрил Ансельмо с помощью нейросети создал изображение Древнего Египта.

Древний Египет, сгенерированный нейросетью
Древний Египет, сгенерированный нейросетью

Дизайнер по настольным играм Джеймс Аллен несколько недель пытался создать картину «Пространственный театр оперы». Только после ста попыток удалось подобрать идеальный запрос для нейросети.

«Пространственный театр оперы» Джеймса Аллена
«Пространственный театр оперы» Джеймса Аллена

В итоге на сгенерированном рисунке вышло изображение просторного зала с тремя женщинами в антикварных платьях, смотрящих в большую светящуюся белую сферу в центре зала с высокими сводами.

Рисунки нейросети выглядят довольно интересно и фантастично, но, скорее, выполняют роль идейных зарисовок для художников. Поэтому возникают противоречия, можно ли назвать их готовыми произведениями. Тогда как, ювелирно прорисованные детали, глубина и живость цветов рукотворных работ живописцев убеждают поверить в увиденное изображение, даже если его сюжет сказочный.