Найти в Дзене
Всемирная история.Ру

"Обычные люди" — портрет среднестатического немецкого карателя глазами историков

Тема, которую хочется поднять в данной статье, не очень популярна в наших краях. Как правило, родные историки и писатели не часто погружаются в такие исторические глубины (за исключением, пожалуй, "глубоководных" «Карателей» Алеся Адамовича). И это понятно, ибо для подобного "погружения" желательно обладать отстранением (равнодушием) наблюдателя. Уж слишком личным делом всё ещё остаётся для нас как Великая Отечественная война 1941-1945 гг., так и Вторая мировая в целом. И здесь очень выручают не ангажированные (добросовестные) западные историки. Как, например, Кристофер Браунинг — профессор Университета Северной Каролины (США), написавший потрясающую книгу "Обычные люди: 101-й резервный полицейский батальон и окончательное решение еврейского вопроса в Польше".

Будучи известным специалистом по нацистскому "окончательному решению", он давно знал о том, что вопреки мифам значительную часть европейских евреев уничтожили не на промышленных фабриках уничтожения (типа Аушвица или Треблинки), а, что называется, "вручную". Современные специалисты называют данное явление "расстрельным холокостом" или "холокостом пулями". И вот, ведомый интересом к структуре карательных нацистских подразделений полиции и СС (работавших, что называется, "на земле"), Браунинг и вышел на совершенно неизвестные историкам материалы судебного процесса над членами так называемого 101-го резервного полицейского батальона (Полиции порядка).

Подобные, если помните, в большом количестве создавались Гиммлером в 1941-1942 годах для усиления охранных частей вермахта и полиции на непомерно разросшихся "восточных" оккупированных территориях. Как правило, их наскоро формировали из "запасников" среднего возраста (30-45 лет), многие из которых ранее были комиссованы из вермахта или полиции после ранений. И это понятно, ибо служба изначально подразумевалась сугубо тыловая и не пыльная. По крайней мере до тех пор, пока Гиммлер не решил подключить резервные полицейские батальоны на усиление айнзацгрупп и зондеркоманд СД, развернувших после вторжения в СССР тотальное уничтожение всего еврейского населения "на востоке". А потом они и вовсе оказались в самой гуще кровавой партизанской войны в СССР. "Непыльная служба" осталась во влажных мечтах...

Стоп-кадр из документального фильма известного австрийского режиссера Стефана Рузовицкого "Радикальное зло", снятого во многом по книге Браунинга. К слову, именно такую форму Полиции порядка носили в резервных полицейских батальонах
Стоп-кадр из документального фильма известного австрийского режиссера Стефана Рузовицкого "Радикальное зло", снятого во многом по книге Браунинга. К слову, именно такую форму Полиции порядка носили в резервных полицейских батальонах

К превеликому сожалению, после Второй мировой многим подобным батальонам удалось уйти в тень и спрятаться за преступлениями СС. Но в 60-х деяния некоторых подразделений всё же попали в поле зрения западногерманской Фемиды. Как раз 101-й полицейский батальон и стал одним из этих немногих. В 1968 году под давлением польской стороны Гамбургский окружной суд приступил к расследованию военных преступлений, совершённых его членами. Правда, "гора родила мышь" — в итоге все отделались лишь символическим наказанием. Но обширное количество поднятых судом материалов и допросов десятки лет спустя помогут составить портрет среднестатического немецкого карателя и убийцы. И сделают это уже не юристы, а историки...

В конце 80-х изучением архивного дела 101-го резервного батальона, хранящегося в Федеральном архиве по расследованию преступлений национал-социализма в Кобленце, занялся известный историк Холокоста Кристофер Браунинг. Перелопатив горы документов и допросов, он признался, что никогда прежде не смотрел на страшные немецкие преступления сквозь призму отдельно взятых исполнителей. И такой ракурс показался историку любопытным. На основе судебных материалов 101-го резервного полицейского батальона он и напишет свою (уже) всемирно известную книгу "Обычные люди" (к слову, не так давно была переведена на русский и ещё вроде продаётся — и это при том, что Браунинг опубликовал её ещё в 1992-м!).

Профессор Университета Северной Каролины (США) Кристофер Браунинг
Профессор Университета Северной Каролины (США) Кристофер Браунинг
Обложки оригинального и русского изданий книги
Обложки оригинального и русского изданий книги

Стоит признать, что лучшего названия для работы придумать сложно, ибо все члены этого (и не только) карательного подразделения в большинстве своём и являлись "обычными людьми". То есть, будучи обывателями, в подавляющем большинстве они никогда не состояли в партии и не были фанатичными нацистами. Более того, некоторые и вовсе были настроены против Гитлера! Выходцы из рабочего и среднего классов Германии (были даже вчерашние коммунисты!), службой в тыловом батальоне они стремились избежать отправки на передовую Восточного фронта. Их трансформацию из "обычных людей" в геноцидальных и безжалостных нацистских убийц, расстреливающих женщин и детей десятками тысяч, мы и наблюдаем в детальной и хорошо проработанной работе Кристофа Браунинга.

При этом, чтобы вы представляли масштаб: в 1942/43 годах небольшой батальон численностью чуть более 400 "обычных людей" расстрелял 38000 ни в чём не повинных людей, а ещё 45000 помог отконвоировать в лагеря уничтожения! И это только евреев, а ведь привлекались эти "добряки-обыватели" и к антипартизанским операциям, где расстреливали и сжигали население целых деревень. Также 101-й резервный батальон участвовал в расистской операции по выселению поляков в Замостье (я рассказывал о ней здесь).

Возникают вопросы: как же могло получиться такое "перерождение"? Что чувствовали и чем руководствовались эти изверги? Может в глубине души они уже были потенциальными убийцами? Почему же тогда после возвращения на "гражданку" они за редким исключением как ни в чём не бывало проживали свои жизни добропорядочными гражданами и больше никогда не совершали даже бытовых преступлений?

Стоп-кадр из фильма "Радикальное зло"
Стоп-кадр из фильма "Радикальное зло"

Отвечая на них, историк Браунинг доказывает, что столь лёгкая трансформация добропорядочных бюргеров в профессиональных убийц стала производной совокупных причин: от давления обстоятельств до естественной немецкой склонности к безоговорочному подчинению старшему авторитету (почтению к власти) вкупе с ложным чувством "армейского товарищества" (если угодно, "стадности"). При этом важно подчеркнуть, что насильно принимать участия в расстрелах никого не заставляли. В качестве примера историк рассказывает о случае, произошедшем 13 июля 1942-го под польским Юзефувом. В тот день предстояло расстрелять 1500 местных евреев, разбитых на партии по 40 человек. На предложение командира батальона отказаться от экзекуции тех, кому не позволяли моральные или религиозные угрызения, из более чем 400 бойцов совету последовало лишь...12 человек. Много лет спустя (на суде) служащие 101-го резервного будут оправдываться тем, что всё равно их отказ ни на что бы не повлиял. Один даже посмеет заявить, что специально стрелял в детей из... "жалости", ведь без уже расстрелянных матерей они бы всё равно не выжили (к слову, он был рабочим-пролетарием из Бремерхавена).

Как бы то ни было, очень быстро коллектив батальона поделился на три условных группы:

  • небольшое ядро ​​ревностных убийц (то есть садистов, которым понравилось);
  • вокруг них — пассивное большинство выполнявших кровавые "обязанности" надежно, но без инициативы и "огонька" (как повинность);
  • и небольшое меньшинство (5-7%), которое уклонялось от участия в "акциях", но при этом с полным пониманием относилось к первым двум группам (просто наблюдали со стороны).

Справедливости ради, единицы все же подали прошение о переводе из этой части, и кого-то даже перевели (одного даже потряс расстрел еврея-ветерана Первой мировой, увешанного наградами). Но, в общем, в таком качестве коллектив батальона и "провоевал" до конца Второй мировой.

Самое поразительное, что вернувшиеся после войны "полицейские" в большинстве совершенно спокойно вписались в мирную жизнь, создали семьи и до конца своих дней оставались законопослушными гражданами. И никакой тебе достоевщины, вроде угрызений совести и бессоницы за расстрелянных из пулеметов детей в глубоких рвах, для верности забросанных вдогонку гранатами (воспоминания одного из тех "резервистов")...

Любительское фото одного из бойцов 101-го резервного батальона. На нем запечатлена депортация еврейского гетто в Треблинку
Любительское фото одного из бойцов 101-го резервного батальона. На нем запечатлена депортация еврейского гетто в Треблинку

Подводя итог, можно смело сказать, что на примере деятельности отдельно взятого немецкого подразделения книга Кристофера Браунинга не только вписывает в исторический контекст преступления всех гиммлеровских резерных полицейских батальонов (малоприметных до того времени), но и представляет собой полноценное социологическое исследование. По сути, Браунинг в очередной раз подтвердил ныне избитые истины "стенфордского тюремного эксперимента" и "эксперимента Милгрэма" (загуглите). В своё время они на практике доказали, что даже самые приличные люди под давлением авторитета власти и группы (коллектива), в контексте дегуманизации какого-то конкретного "врага" (в данном случае евреев и партизан), легко могут обратиться в преступных садистов. Чтобы затем с такой же лёгкостью перестать ими быть.

Что ж, однажды один из "мудрецов" изрёк, что бояться нужно не людей, а идей. Судя по работе Браунинга, он очень сильно погорячился. Ибо с его исторического ракурса трудно представить что-то страшнее дружного, слаженного, но бездумного коллектива "обычных людей"!

Историки
5839 интересуются