С 2015 года в небольших городах и селах России открываются современные 3D кинотеатры.
В фильме «Дальний план» режиссёр Владимир Головнёв рассказывает несколько историй о том, как пришедший кинематограф спасает жителей глубинки от одиночества, брошенности, алкоголизма, оторванности... Живое наблюдение, как кино меняет жизнь, а жизнь превращается в кино.
За создание картины Владимир Головнёв стал номинантом на Российскую Премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» (в категории «Лучший полнометражный фильм») 2023 года.
- Владимир, расскажите о себе. Как вы пришли в кинематограф?
- Создавать кино мне хотелось ещё в школе, и отчасти это связано с семейными традициями. Следствием воспитания родителей явилась и любовь к истории. Мой отец – известный этнограф, антрополог Андрей Головнёв – много лет снимает фильмы о северных народах. Когда я был ещё ребёнком, он брал меня с собой в этнографические и археологические экспедиции. Уже тогда мне было занимательно наблюдать, как видеокамера фиксирует этнографическую реальность, а после стало интересно и попробовать самостоятельно взять в руки камеру.
После окончания школы я почувствовал, что не готов получать кинообразование – для создания кино у меня ещё не было достаточно жизненного опыта, грубо говоря, мне было нечего сказать. Тогда я поступил на исторический факультет Омского государственного университета и провёл там пять интересных лет, и только позднее получил режиссерское образование.
- Что вас побудило сделать фильм на эту тему?
- Я случайно узнал про программу модернизации кинотеатров в малых города и селах. Было любопытно понять, как кино сегодня меняет (или уже не меняет) человека. Что происходит с человеком, когда в его жизни вдруг появляется кинематограф? Особенно если учесть, что в этих местах кино десятилетиями не было. И вот появилось!
- Как вы нашли героев?
- Искали банально и прямо: на машине объезжали кинотеатры, общались, расспрашивали. Исколесили огромные пространства! Это тот случай, когда участника нельзя найти с помощью интернета.
Главное - у каждого из выбранных героев было движение! Был повод действовать здесь и сейчас, несмотря на очевидные трудности. Вопреки. В каждом герое есть парадокс: съёмка сериала в условиях небольшого села, строительство суперсовременного кинотеатра в умирающем посёлке, всё это - пружины! Они провоцируют деятельность и, как следствие, кино.
- Сколько времени заняло создание картины?
- Чуть больше года. Учитывая, что съёмка - процесс длительного наблюдения за действующими лицами, которые должны прожить на экране важный отрезок своей жизни.
- Участники фильма очень естественно ведут себя в кадре, у меня возникало впечатление, что вы снимали скрытой камерой. Как вам удалось стать настолько незаметным?
- Важен выбор героев. Прежде всего, мы обращали внимание на тех, кто просто живёт и не оглядывается на камеру, не пытается «казаться».
Второй момент — продолжительное наблюдение. Долго приходилось снимать в корзину, потому что многие не сразу привыкали к камере и часто видели нас боковым зрением. Постепенно мы со своей аппаратурой стали просто «мебелью», а каждый из участников — самим собой.
- Что стало самым трудным на съёмках?
- Найти в материале драматизм. В жизни сельского кинотеатра обычно много рутины, обыденности, которая совсем не кинематографична. Важно было увидеть человека в движении. Это требовало долгого присутствия и внимания.
- Было что-то необычное?
- Необычными были подчас сами герои. Удивляли их поступки, реакции, энергия. Впечатлило и то, что мы становимся свидетелями рождения нового явления – сельского кино. Причем не только «киносмотрения», но и кинопроизводства, и даже кинофестивального движения. Это радостно и интересно наблюдать. Кино из столичного и элитарного занятия очевидно становится народным.
- Остались эпизоды, не вошедшие в картину?
- Конкретные истории мы стараемся не упускать и воплощать в фильмах. А за кадром остаются детали, запахи, ощущения. Так, у меня до сих пор в глазах стоят красные дорожки сельских кинофестивалей. Это очень ново, контрастно и красиво.
Помню случай, когда, приехав в очередной поселок, мы увидели пустые кинозалы нового кинотеатра. На сеансы ходили 2-3 человека в день. При этом находившийся рядом Дом культуры обычно был полон! Тогда мы решили устроить просмотр фильма с последующим обсуждением – сделали анонс. Набился полный зал! Все потому, что зрителю важно общение, интерактив, важна возможность высказаться. Тогда мне показалось, что введение должности модератора кинозала могла бы значительно повысить посещаемость кинотеатров.
- Вы продолжаете общаться с героями фильма? Что у них сейчас происходит?
- Да, один из главных героев фильма Александр Смирнов из поселка Теплое недавно выступил композитором в нашем новом сериале. Сейчас он продолжает вести блог в сети. С Сергеем Фамильцевым (Директор БУК «Киновидеоцентр» Омской области. – Прим. ред.) видимся на кинофорумах и делимся новостями – мне всегда интересны известия об омском кино.
- Какая главная идея фильма?
- Кино меняет жизнь.
- Что запомнилось?
- Долгие российские дороги. Горящие глаза сельских киношников. Почти брошенный поселок Воргашор (Республика Коми, городской округ Воркута. – Прим. ред.), посреди которого люди строят новый кинотеатр…
- Вы сделали для себя какие-то открытия?
- Явление кино с новой стороны. Уникальный опыт общения со зрителем глубинки. Попытка понять вкусы, интересы, ожидания провинциального зрителя. Мне кажется, я после этих поездок стал по-новому снимать и монтировать.
- Что важно провинциальному зрителю?
- Мотивационная составляющая кино: позитив, послевкусие, заряд, дающий энергию жить. Фильмы, отражающие борьбу добра и зла. Артхаус менее востребован, чем, например, «Т-34» или «Движение вверх»…
- Интересуются ли люди в провинциях документальным кино?
- В провинции люди часто даже не слышали про документальное кино как особый вид кинематографа. Часто под неигровым кино сельский зритель понимает телевизионные репортажи. Все ждут диктора, интервью и даже телеведущего. Но понемногу дело меняется. В некоторых посёлках теперь видят программы главных документальных кинофестивалей. А наш «Дальний план» в прошлом году прошёл в кинотеатральном прокате. И был массово показан, в том числе и в сельских кинотеатрах.
- Какие ваши дальнейшие творческие планы?
- Заканчиваем проект «Народный герой» про так называемых этноблогеров. Это история про то, как, благодаря цифровизации и появлению сотовой связи в удаленных местах, среди коренных малочисленных народов стали появляться популярные блогеры. Дагестанский блогер-пастух, хантыйский блогер-оленевод, якутский блогер-медвежатник. Это истории про то, как технологии меняют традиционные национальные культуры страны.
Беседу вела Ирина Иванова
Фото и кадры из фильма предоставлены Владимиром Головнёвым.
Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями, проходящих в киноклубе «Русский путь» по адресу: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А.Солженицына.
Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.
Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.