Так объясняет проблему в сегодняшней статье авторитетный журнал Military Watch Magazine
После нескольких месяцев обращений украинского правительства к западным странам с просьбой предоставить ему истребители F-16, Соединенные Штаты подвергаются растущему давлению со стороны своих европейских союзников с требованием одобрить передачу самолетов украинским военно-воздушным силам. F-16, хотя в настоящее время заменяется более новым истребителем пятого поколения F-35, на протяжении десятилетий был основным истребителем, стоящим на вооружении большей части стран НАТО, а также ключевых американских союзников за пределами Европы, таких как Южная Корея и Израиль, и считается наиболее подходящим западным истребителем для Украины из-за огромного количества существующих машин, а также из-за его более низких эксплуатационных расходов и потребностей в обслуживании, чем альтернативы, такие как Eurofighter или F-18. Поскольку Великобритания постоянно возглавляла западный мир в наращивании видов вооружений, которые поставлялись Украине, в том числе первой взяла на себя обязательство поставлять крылатые ракеты большой дальности, танки западного производства и даже боеприпасы с обедненным ураном, премьер-министр Великобритании Риши Сунак продолжил эту тенденцию и особенно сильно настаивает на поставках F-16. Его страна также выделялась, наряду с Польшей, тем, насколько она была готова отправить боевой персонал на передовую, чтобы активно вступать в бой с российскими войсками на ранних этапах войны.
Другие европейские страны, особенно Нидерланды и Норвегия, также были ведущими сторонниками поставок F-16, в то время как Франция согласилась обеспечить подготовку украинских пилотов. Сообщается, что многочисленные европейские государства оказывают растущее давление на Соединенные Штаты, требуя одобрить передачу F-16 Украине, поскольку даже если они не получены из американских запасов, F-16, эксплуатируемые за рубежом, все равно будут нуждаться в разрешении Вашингтона на предоставление своих самолетов любой третьей стороне. Надвигающееся истощение наземных средств противовоздушной обороны Украины, крайне ограниченные возможности Запада по их пополнению и растущее влияние, которое российская авиация смогла оказать на поле боя, все это стало факторами, стимулирующими сторонников Киева настаивать на более срочном обновлении его воздушной мощи.
Согласно сообщениям из нескольких американских источников, среди которых New York Times, Соединенные Штаты заблокировали своим европейским партнерам обучение украинского персонала на истребителях F-16, несмотря на то, что Нидерланды и Норвегия, по сообщениям, были готовы поставлять свои старые самолеты украинским военно-воздушным силам. Вероятная ключевая причина расхождения в позициях Америки и Европы заключается в том, что Соединенные Штаты по-прежнему имеют очень большую долю в программе F-16, не только потому, что истребитель будет продолжать составлять костяк ВВС США на протяжении десятилетий, но и потому, что он продолжает предлагать модернизированные варианты этого класса на экспорт порой за сотни миллионов долларов на штуку. В отличие от США, Великобритания и Франция не эксплуатируют F-16, в то время как Норвегия, Нидерланды и другие европейские эксплуатанты близки к полному выводу этого класса из эксплуатации, чтобы заменить их F-35, чего Норвегия добилась первой в январе 2022 года. Таким образом, если F-16 будут развернуты на Украине, Соединенные Штаты понесут на себе основной риск. Мало того, что существует вероятность того, что истребитель или его технологии могут попасть в руки России, как и другая западная техника в значительных количествах, но существует также гораздо большая вероятность того, что истребители могут понести значительные потери как в результате ударов по их аэродромам, так и в воздушном бою, что стало бы серьезным ударом по репутации F-16.
F-16 - это легкий одномоторный истребитель, который был разработан в 1970-х годах как более легкий и дешевый аналог тяжеловесного F-15, составлявшего элиту ВВС США. Существует очень высокая вероятность того, что этот класс будет обладать лишь очень ограниченной живучестью в боях против российских ВВС из-за отсутствия у него малозаметности и ограниченной способности вступать в бой с самолетами высшего класса российского флота, такими как Су-35, МиГ-31 и Су-57. Воздушные бои скорее всего, будут заканчиваться в пользу русской авиации, и сбивание F-16 с использованием их собственных истребителей значительно повысило бы престиж российских военно-воздушных сил и их оборонного сектора, которые совсем недавно уже выиграли от уничтожения лучшей системы ПВО дальнего действия НАТО Patriot 16 мая. В то время как более новые варианты F-16, а именно модель Block 70/72, потенциально могут противостоять некоторым из новейших российских истребителей, на данный момент их произведено менее эскадрильи. Очень высокая стоимость этих новых F-16 - более 120 миллионов долларов каждый - также делает их поставку, вероятно, непомерно дорогостоящей, учитывая небольшой масштаб их производства и длительное накопление заказов, в основном из Тайваня, что фактически исключает поставки Украине.
Старым истребителям F-16, использующим устаревшие радары с массивом механического сканирования и не имеющим доступа к ракетам нового поколения, таким как AIM-120D, вероятно, не повезло бы в случае развертывания на Украине, даже если бы они могли поражать российские самолеты 1:1 и были там в достаточном количестве. Угроза со стороны российских ракетных комплексов класса "земля-воздух" большой дальности, которые даже с баз в Беларуси продемонстрировали способность сбивать истребители четвертого поколения над самой столицей Киевом еще больше ограничивают способность F-16 действовать из-за отсутствия у них скрытности. В результате Соединенные Штаты могут многое потерять из-за передачи своих F-16 Украине, в то время как будущие заказы на этот класс уже и так находятся под вопросом, а репутация американских военно-воздушных сил имеет решающее значение, особенно на таких театрах военных действий, как Восточная Азия. Приоритеты европейских союзников США, которые неизменно уделяли больше внимания России, часто были совсем другими.
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.)