Найти тему

Глава МИД НКР Сергей Газарян: На международном уровне вопрос статуса Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) остается нерешенным

Министр иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) Сергей Газарян. Фото из открытых источников сети Интернета
Министр иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) Сергей Газарян. Фото из открытых источников сети Интернета

Министр иностранных дел Республики Арцах Сергей Газарян ответил на вопросы «Арцахпресс» относительно эффективности посреднической переговорной стратегии международных акторов, действий и обязательств международного сообщества в политическом урегулировании арцахской проблемы и через это сдерживание воинственных амбиций Азербайджана.

Ниже представляем интервью.

- Господин министр, на протяжении многих лет арцахским экспертным сообществом, а подчас и на определенном официальном уровне высказывалось мнение о том, что необходимо изменить методологию и философию переговорного процесса. Согласны ли Вы с тем, что в основе урегулирования должны быть не последствия конфликта и его военного развития, иными словами, вопрос территорий, а сама причина конфликта - статус Арцаха? На Ваш взгляд, насколько была верна и оправдана переговорная стратегия посредников?

- Статус Арцаха всегда был ключевым пунктом повестки армянских сторон в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта. С момента заключения в 1994г. перемирия между Арцахом, Арменией и Азербайджаном и на протяжении всего переговорного процесса власти Арцаха и Армении выступали за мирное и компромиссное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, в центре которого должно было быть определение окончательного статуса Арцаха. Между тем Азербайджан, прячась за переговорным процессом и затягивая время, открыто готовился к решению проблемы военным путём.
Заявления о том, что конфликт не имеет военного решения, которые посредники делали на протяжении многих лет, оказались неэффективны по той простой причине, что деструктивная позиция Азербайджана, регулярные нарушения режима прекращения огня и факты применения силы не удостоились должного осуждения и реакции стран-посредников. Между тем Азербайджан, как член международного сообщества и сторона переговоров, взял на себя четкое обязательство решать конфликт мирным путем.

Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Фото из открытых источников сети Интернета
Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху. Фото из открытых источников сети Интернета

Следовательно, нынешние утверждения Азербайджана о том, что азербайджано-карабахский конфликт решён, не соответствуют действительности, что также отражено в позициях вовлеченных в процесс акторов. На международном уровне вопрос статуса Арцаха остается нерешенным, и мы ожидаем, что международное сообщество и, в первую очередь, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, приложат дополнительные усилия, направленные на восстановление переговорного процесса с полноправным участием Арцаха, без чего невозможно будет достичь окончательного и всеобъемлющего урегулирования конфликта.

- А как бы Вы охарактеризовали блокаду Арцаха, что это за явление?

- Сохраняющаяся более 5 месяцев блокада 120 000 жителей Арцаха со стороны властей Азербайджана не что иное, как продолжение агрессивной войны, развязанной Азербайджаном в 2020г., целью которой является путем последовательной политики применения силы, принуждения и этнических чисток добиться деарменизации Арцаха и снять с международной повестки азербайджано-карабахский конфликт. Очевидно, что массово нарушая фундаментальные права народа Арцаха, создавая невыносимые условия для нормальной жизни, официальный Баку посредством политики военно-политического шантажа и принуждения стремится достичь одной из своих основных и приоритетных целей – заставить арцахцев из-за неопределенности и страха покинуть собственную Родину.

- Как Вы оцениваете международные усилия по политическому решению арцахской проблемы и сдерживанию, таким образом, воинственных устремлений Азербайджана? В частности, что, по Вашему мнению, должно сделать международное сообщество в этом случае?

-У международного сообщества есть четкие политические и правовые обязательства и механизмы для пресечения массовых нарушений прав человека, особенно таких крайних проявлений, как преступления против человечности и геноцид. Блокада Арцаха - это тот красный флаг, который должен предупредить международное сообщество о возможных массовых преступлениях.

В рамках обязательства по предотвращению возможных массовых преступлений против народа Арцаха международное сообщество, помимо задействования политических и дипломатических инструментов, должно также дать соответствующую правовую оценку преступным действиям Азербайджана. Усилия посредников и других акторов по обеспечению реального прогресса в переговорном процессе не могут и не должны подменять собой те чёткие шаги и действия, которые международное сообщество, в лице стран-членов Совета Безопасности ООН, обязано предпринять для предотвращения геноцида, преступлений против человечности и этнических чисток в любой точке мира, вне зависимости от политических, экономических, географических и каких-либо иных соображений.

Совет Безопасности ООН - это также тот орган, который должен обеспечить выполнение решений Международного суда ООН.

22 февраля 2023 г. высший судебный орган ООН обязал Азербайджан обеспечить разблокирование Арцаха и свободное передвижение по Лачинскому коридору в обоих направлениях. Фото из открытых источников сети Интернета
22 февраля 2023 г. высший судебный орган ООН обязал Азербайджан обеспечить разблокирование Арцаха и свободное передвижение по Лачинскому коридору в обоих направлениях. Фото из открытых источников сети Интернета

22 февраля 2023 г. высший судебный орган ООН принял решение применить в отношении Азербайджана промежуточную меру, обязав его обеспечить разблокирование Арцаха и свободное передвижение по Лачинскому коридору в обоих направлениях. Этот вердикт - логическое продолжение вынесенного ранее, 7 декабря 2021 г., решения относительно промежуточных мер, которым суд обязал Азербайджан принять все необходимые меры для предотвращения разжигания и пропаганды расовой ненависти и дискриминации в отношении лиц, имеющих армянское национальное или этническое происхождение, в том числе со стороны должностных лиц и государственных учреждений. Тем же решением суд обязал Азербайджан принять все необходимые меры для предотвращения и наказания актов вандализма и осквернения армянского культурного наследия, включая церкви, места поклонения, памятники и кладбища. В этой связи мы ожидаем соответствующих действий Совета Безопасности ООН по обеспечению выполнения данных решений.

- Можно констатировать, что продолжающаяся со стороны Азербайджана блокада и все преступления последних лет являются результатом отсутствия должной оценки и реакции на агрессивную и деструктивную политику данного государства, и если конфликт не получит всеобъемлющего и стабильного урегулирования, то подобные преступления, вероятнее всего, будут продолжены. В связи с этим, видите ли Вы какую-либо перспективу, и как, по каким принципам и в каких форматах должен быть разрешен конфликт, чтобы урегулирование оказалось справедливым и результативным? Могут ли переговоры, направленные на урегулирование армяно-азербайджанских отношений, привести к урегулированию азербайджано-арцахского конфликта, и какова позиция Республики Арцах по данному вопросу?

- Позиция народа и властей Арцаха по этому вопросу едина: только признание реализованного народом Арцаха права на самоопределение может стать основой прочного урегулирования конфликта, установления долгосрочного и справедливого мира и стабильности в регионе. Мы готовы начать переговоры с Азербайджаном по всеобъемлющему и взаимоприемлемому урегулированию конфликта, в согласованном и международно признанном переговорном формате, на основе прочных международных гарантий равноправия сторон и выполнения ими своих обязательств.

До создания условий для переговоров в полноценном формате по окончательному и всеобъемлющему урегулированию конфликта целесообразно наладить между Степанакертом и Баку диалог по гуманитарно-техническим вопросам, который, однако, не должен и не может заменить переговоры по политическим вопросам.

В данном контексте необходимо подчеркнуть, что урегулирование армяно-азербайджанских отношений, делимитация и демаркация границ не могут предопределить решение нагорно-карабахской проблемы и окончательный статус Арцаха. В то же время без урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, иными словами, при половинчатом подходе, невозможно представить себе окончательное урегулирование армяно-азербайджанских отношений и установление прочного мира. Несмотря на имеющиеся трудности, крайне важно, чтобы Республика Армения, в свою очередь, продолжала выступать с позиций защиты прав народа Арцаха.

Если сегодня путем переговоров невозможно достичь решения по статусу Арцаха, то необходимо признать наличие данной проблемы и отложить ее решение до тех пор, пока для этого не будут созданы благоприятные условия, одновременно обеспечив за этот период эффективные и надежные международные гарантии безопасности и суверенитета народа Арцаха».

-4