Ну и напоследок поговорим о скандинавских странах Дании (которой в Эпоху Паруса принадлежала и Норвегия) и Швеции (владевшей Финляндией). И начнем со шведов.
Основы снабжения шведского флота алкоголем заложил еще Густав Ваза, и суточный рацион пива в день составлял 3 литра на человека. Однако… В Швеции было два типа пива: это Folköl (в переводе – простое пиво), крепостью 2-3,5 градусов, и темный лагер (так же его называют балтийский портер), крепостью 6-10 градусов. Так вот, Ваза приказал поставлять на флот именно лагер, «поскольку морская работа - тяжелая». Кроме того, лагер обладал важным преимуществом – он мог сохраняться до месяца, тогда как простое пиво прокисало через 5-7дней.
Шведский рецепт XVII века гласит, что пиво, которое предназначается для поставки на корабли, должно содержать 18 четвертей солода и 18 четвертей хмеля. Пиво же для потребленияв портовых кабаках должно содержать 20 четвертей солода и «достаточное количество очень хорошего хмеля, чтобы хранить его достаточно долго». Как свидетельствует эта цитата, высокое соотношение солода и хмеля было необходимо для увеличения срока хранения морского пива. Хмель содержит как гумулон, так и лупулин, которые убивают много вредных микроорганизмов и помогают сохранить пиво. Высокий же уровень хмеля (относительно солода) сделал бы пиво очень горьким.
Пивоваренные списки поставок из Швеции в 1599 году также показывают высокое соотношение солода и хмеля для военно-морского пива. Пиво для моряков содержало вдвое больше хмеля, чем пиво, приготовленное для солдат в том же году, что подчеркивает важность хмеля для увеличения срока годности морского лагера.
После того, как шведы вышли в океан (в 1638 году в Северной Америке высадились шведские колонисты, которые организовали колонию Новая Швеция), они столкнулись с той же проблемой, что и все – в дальнее плавание взять большой запас пива было сложновато, и нужно было перейти на более крепкий алкоголь. Этим напитком стала шведская водка (brännvin), полученная путем перегонки из зерен пшеницы. Кстати, этот рецепт шведы переняли у русских, после Ливонской войны. В 1746 году в Швеции начали специально разводить картофель, чтобы водку гнать из него, поскольку пшеницы не хватало и ее из года в год приходилось закупать в Польше и России.
Изначально суточная норма на человека составляла 240 мл, но в 1770-х она была понижена до 120 мл в день.
Что касается флота Дании – там алкогольный паек был просто запредельный, 4,5 литров (4 кварты) в день на человека. Датчане употребляли белый сладковатый лагер – бройхан (broihan или bryhan) крепостью 5-8 градусов. Бройхан пришел в Данию из Ганновера, причем даже известно имя создателя и дата рецепта – в 1526году этот сорт разработал и начал продавать пивовар Корд Бройхан из Штёккена. Сам Бройхан долгое время работал помощником мастера пивоварения в Гамбурге, и вернувшись в Ганновер, сам занялся пивоварением. Пиво по его рецепту пользовалось дикой популярностью, и пришлось по вкусу датскому королю Кристиану II.
Знаменитый датский правитель Кристиан IV, самолично участвовавший в морских сражениях, в битве в Кильском заливе (1 июля 1844 года) согласно легенде руководил боем со шканцев 48-пушечного линейного корабля «Патентиа», держа в руке литровую кружку бройхана. Согласно той же легенде, именно в эту кружку пива упал выбитый осколком глаз короля, который был серьезно ранен в этом сражении.
После этого случая считалось, что бройхан освящен королевской кровью, и любой преданный королю датчанин должен пить только этот сорт пива.
Стоит вот еще что отметить. Датчане наверное единственный народ, которые использовали пиво не только для питья, но и… как составной компонент для создания чернил. В любой аптеке продавался специальный чернильный порошок, который в случае надобности разводился пивом, настаивался, пока пена осядет – и вуаля!- вот у вас готовые чернила. Плюсом таких чернил было их относительно легкое выведение с ткани – всего лишь полить лимонным соком, и чернильное пятно исчезнет.
Еще одним, но гораздо менее распространенным сортом пива, в датском флоте в XVII-XVIII веках был Hvidtøl (белое пиво), крепостью менее 2%, тоже довольно сладкое из-за большого содержания солода. Такой цвет получился благодаря тому, что солод обжаривался, а не сушился на костре, как раньше.
В XIX же веке самым распространенным стал бледный лагер – Пилзнер (Pilsner), кстати именно на них поднялись такие пивоваренные гиганты, как Carlsberd и Tuborg.
Что касается крепкого алкоголя, то его на датском флоте представлял шнапс. Вообще шнапс – это своего рода объединительное название крепких водок в Германии. Эти напитки могли гнаться из пшеницы, из ржи, из яблок, из винограда, из картофеля, и т.д. В Дании в 1620-м году был принят стандарт выделки шнапса из ржи, причем крепостью 43-45 процентов. Продолжателем датского стандарта в XIX веке стал знаменитый «Род Ольберг», без которого с 1846 года были немыслимы пасхальные обеды. Норвегия же поддерживает линию в продукции «О.П. Андерсон» с 1891 года.
Доза крепкого алкоголя в день со времен 1640-х годов была установлена в пинту в день (550 мл). То есть мы понимаем, что во всех сражениях со шведами второй половины XVII века над морем висел дикий алкогольный кумар, по крайней мере со стороны датчан. Понятно, что столь пьяные экипажи датское Адмиралтейство не устраивали, и в 1670-х годах дозу сократили вдвое – до 270 мл., а в XIX веке – до 120 мл.
Ну и напоследок расскажем одну историю, в которой сплелись история пивоварения, Россия и Финляндия. Как известно, после русско-шведской войны 1808-1809 годов Финляндия отошла России. И примерно в это же время жил-был в Российской империи купец Краснобрюхов. Занимался он конечно же пивоваренным промыслом. С течением времени дела его пошли так успешно, что стал он купцом 1-й гильдии, то есть одним из самых богатых представителей купечества. И при таком капитале стала Краснобрюхова собственная фамилия тяготить. Решил он сменить ее на более благозвучную, с чем и подал прошение на имя государя, поскольку в дореволюционной России для смены фамилии надлежало обратиться с ходатайством к… царю. На его беду у императора Павла Петровича в тот момент, когда ему принесли прошение бедолаги-купца, было на редкость хорошее настроение. Прочитав бумагу, он хмыкнул и поставил на ней следующую резолюцию: «Цвет изменить, брюхо оставить». Так и превратился купец Краснобрюхов в купца Синебрюхова.
История продолжилась совершенно неожиданным образом: на аукционе в 1818 году Синебрюхов купил монопольное право на производство в Гельсингфорсе, как тогда называли на шведский манер Хельсинки, пива и других напитков и их продажу в Финляндии в течение 10 лет. В октябре 1819 года, спустя 10 лет с того момента как Финляндия на правах Великого княжества вошла в состав Российской империи, Синебрюхов получил официальное разрешение властей Хельсинки на постройку в районе Хиеталахти пивоваренного завода. День 13 октября 1819 года, когда прошение Николая Синебрюхова было удовлетворено, не только открыл биографию его «пивной империи», но и стал неофициальным праздником пива в Финляндии. Эту дату фирма «Синебрюхофф» в настоящее время чтит и отмечает как День финского пива.
С тех пор и пошло знаменитое пиво «Koff» (именно так вроде бы выговаривали фамилию «Синебрюхофф» пьяные финны).