Найти тему
Особый вопрос

ЦИФРОВЫЕ УРОКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Шепелюк Ю.Н.

учитель

ГКОУ РО Матвеево-Курганская

специальная школа-интернат

п. Матвеев Курган

ЦИФРОВЫЕ УРОКИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Аннотация: Цифровизация образования неизбежный процесс диктуемый изменениями современной жизни и научно-технического прогресса. Несомненно появляется и потребность в формировании новых компетенций у граждан страны. Цифровые уроки являются современным инструментом формирования и развития личности детей и подростков, мотивируют и социализируют к жизни в ближайшем будущем. В ГКОУ РО Матвеево-Курганской школе-интернате, на примере использования мультимедийного комплекса с 3D визуализацией, в обучении детей с ОВЗ изучены преимущества и недостатки цифровых уроков.

Ключевые слова: Цифровизация, опыт работы, дети с ОВЗ, цифровые уроки, медиаобразование, мультимедийный комплекс с 3D визуализацией.

DIGITAL LESSONS FOR STUDENTS WITH DISABILITIES

Shepelyuk Yu. N.

teacher

GKOU RO Matveevo-Kurgan

special boarding school

Matveev Kurgan

Russia

Abstract: Digitalization of education is an inevitable process dictated by changes in modern life and scientific and technological progress. Undoubtedly, there is a need for the formation of new competencies among the citizens of the country. Digital lessons are a modern tool for the formation and development of the personality of children and adolescents, motivate and socialize for life in the near future. The advantages and disadvantages of digital lessons have been studied at the Matveevo-Kurgan boarding school, using the example of using a multimedia complex with 3D visualization in teaching children with disabilities.

Keywords: Digitalization, work experience, children with disabilities, digital lessons, media education, multimedia complex with 3D visualization.

Вторжение цифровых технологий во все сферы повседневной жизни приводит к глобальному процессу – цифровизации, который подчиняет себе нашу планету и даже космическое пространство. ИКТ и IT-технологии развиваются в геометрической прогрессии и присутствуют практически в каждом доме. Даже маленький ребёнок с легкостью находит нужную информацию в интернете. А интернет – это основа процесса цифровизации. И этот процесс становится неотъемлемой частью всех сфер нашей жизни. Современному человеку просто необходимы навыки, умения, знания, опыт владения ультрамодными гаджетами. Обучение и воспитание позволяет овладеть необходимыми компетенциями, а, следовательно, цифровизация образования является необходимостью для гармоничного развития общества. Использование ИКТ в учебном процессе – это изменение методов и форм учебной деятельности, позволяющее не только повысить качество урока, но и готовить учащихся к жизни в условиях информационного общества.

Урок становится творческой лабораторией учителя, в которой он становится не единственным источником информации, а организует работу с информационными процессами, определяет оптимальность использования ИКТ на уроках в соответствии с запросами и умениями учащихся. По новому стандарту ФГОС, информационная компетентность является одной из базовых компетенций, формируемой современной школой. [1]

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Матвеево-Курганская специальная школа-интернат» является участником реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данного проекта для образовательной деятельности был приобретен мультимедийный комплекс с 3D визуализацией. Данный комплекс состоит из настенного экрана на электроприводе, ролл ставней на электроприводе, 3D проектора, 3D очков, акустических колонок, видеосервера и ПО mozaBook CLASSROOM с 3D-сценами и видео-контентом. Мультимедийный комплекс за счет многочисленных иллюстрационных, анимационных, творческих презентационных возможностей позволяет разнообразить уроки по географии, биологии, математике, истории, музыке, искусству, технологии и информатике. Зрелищные интерактивные элементы позволяют легче обучающимся с ОВЗ усваивать материал по теме урока и значительно повышают интерес к школьным предметам. Педагоги при подготовке к уроку могут составлять фрагменты страниц в форме рабочей тетради с заданиями для обучающихся с 3D-моделями, рисунками, тестами. ПО mozaBook CLASSROOM оснащено методическим конструктором для создания цифровых уроков, а также можно воспользоваться методической базой цифровых уроков Mozaik Education.

Цифровые уроки – это современный инструмент формирования и развития личности детей и подростков, удобная и эффективная технология мотивации школьников и подготовки их к жизни в будущем. Проводя такие уроки, можно отметить положительные стороны данных проектов: удобство и экономия времени при подготовке и проведении урока, практичность и физическое удобство в использовании, мобильность и экономически выгодно, интерактивность заданий и высокая активность учащихся. Среди отрицательных сторон: влияние на физическое и психическое состояние здоровье обучающихся, необходимо учитывать требования СанПиНа при разработке урока, а также уделять внимание двигательной активности, зрительной гимнастике, развитию мелкой моторики и письменной речи.

Среди проведенных уроков особенным восторгом у ребят отмечены уроки по темам «Стоп коронавирус!», на котором ребята не только обобщили и систематизировали знания по данной теме, но и сравнили вирусы и бактерии, а также узнали о разнице влияния вакцинации на вирусы и бактерии. Урок по биологии «Правильное питание!» и интерактивной форме презентовал «правило тарелки» и пользу витаминов и минералов в разнообразии продуктов. По истории незабываемым стало путешествие в прошлое на «Поезде Победы!». Урок природоведения по теме « Домашние животные» насыщен интересными фактами и эксперементами, а 3D-очки позволяют в реальности изучать птичий двор .

Цифровые уроки несомненно при умелой разработке и соблюдении СанПиНа могут стать новой вехой в эпохе образования детей с ОВЗ и принести пользу.

Литература

1. https://scienceforum.ru/2020/article/2018021619

2. https://zen.yandex.ru/media/skyteach/proektirovanie-cifrovogo-uroka-v-shkole-5fd093e5e7b06b04b5d0acd5

3. https://timeweb.com/ru/community/articles/kak-cifrovoe-obuchenie-izmenit-shkoly-i-obrazovanie

4. Цифровизация в образовании. Е.В. Гордеева, Ш.Г. Мурадян, А.С. Жажоян [1] https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-v-obrazovanii/viewer